Метод правового регулирования конституционного права

Понятие конституционного права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других — предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды . В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

Это интересно:  Документарная или документальная проверка как правильно

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Метод правового регулирования конституционного права

Конституционное право России. Шпаргалки

1. Конституционное право как отрасль права

Конституционное право – это самостоятельная отрасль в составе российского права, которая определяется наличием у него особого предмета и метода правового регулирования, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя. Конституционное право как отрасль права реализует и защищает основные права и свободы человека и гражданина, отношения в обществе и государстве, развивает демократические и общественные институты, закрепляет государственное устройство, его территорию, порядок формирования и принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право с помощью норм-принципов, норм-целей закрепляет устои социально-экономических, политико-управленческих, духовно-культурных отношений, которые являются отправными для других отраслей права. Тем самым конституционное право определяет основу устройства общества и государства.

Конституционное право соединяет все отрасли российского права в единое целое путем постановки для них общих целей, закрепления исходных для всех отраслей права ценностей и принципов. Эти исходные цели, ценности и принципы в нашей стране изначально закрепляет Конституция Российской Федерации.

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, свобода экономической деятельности, признание и защита разных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности – эти положения составляют базу гражданского и предпринимательского права.

Исходными для трудового и социального права являются нормы о России как социальном государстве. Основу уголовного права, уголовно-процессуального права составляют, например, запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

В российском праве нет ни одной отрасли, которая не основывается на конституционных положениях.

2. Предмет и методы конституционного регулирования

Предмет конституционного регулирования – это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом конституционного регулирования являются отношения во всех областях жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.), а также отношения, вытекающие из основ конституционного строя РФ, т. е. отношения, которые содержат:

Это интересно:  На долгие года или годы как правильно

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа РФ;

3) основы социальной политики РФ;

4) основы экономической системы РФ;

5) основы политической системы РФ.

Также предметом конституционного регулирования являются основы взаимоотношений человека с государством.

Метод конституционного регулирования определяется предметом правового регулирования: это совокупность приемов, средств, ‘форм правового воздействия на общество в целом, включая государство.

Методами конституционного регулирования являются методы:

дозволения (равенство сторон – ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

запрещения (запрещение недозволенных действий – ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

обязывания (метод властного связывания —

ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);

субординации: применительно к конституционному праву его в совокупности образуют методы обязывания и запрещения;

директивный (императивный) (норма ст. 116 Конституции РФ);

диспозитивный (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ);

учредительный – использует специфические способы средства правового воздействия – общее установление и конституционное закрепление. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов.

3. Конституционно-правовые нормы

В теории права под нормами понимаются

исходные от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально определенные правила поведения.

Особенностью норм конституционного права является то, что значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т. е. в первичных учредительных актах, они закрепляют принципиальное социально-экономическое, политическое, духовнокультурное устройство общества.

Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции они обеспечивают.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты, закрепляют права и обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (тот же роспуск парламента).

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений.

Дефинитивные нормы вводят юридически значимые определения.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников отношений путем установления их прав, полномочий.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений.

4. Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты

это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права и порождающие взаимные права и обязанности их участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1. Индивиды – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, избиратели, кандидаты в депутаты, депутаты.

2. Организованные коллективы: органы власти, общественные, религиозные объединения и др.

3. Политико-территориальные образования: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

4. Социальные общности: российский народ, нации, народности и др.

Объектами конституционно-правовых отношений являются:

1. Государственная территория.

2. Материальные блага (природные ресурсы, средства казны).

3. Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями).

4. Действия органов, должностных лиц.

5. Правовые акты, ставшие объектом в конституционных (уставных) судах.

6. Личные неимущественные блага (вероисповедная принадлежность, честь, достоинство, неприкосновенность).

Конституционно-правовые отношения подразделяются:

1. По содержанию:

а) материальные (реализуется само содержание права и обязанности);

Методы конституционно-правового регулирования

Общие понятия

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки существования самостоятельной отрасли права.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений.

В науке конституционного права до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права или методов конституционно-правового (государственно-правового) регулирования. В свое время М.Д. Шарго- родский и О.С. Иоффе связывали эту специфику с тем, что «нормы государственного права большей частью не детализируют сформулированных в них положений, поскольку это должно быть сделано в других отраслях права, развивающихся на его основе» 1 . Фактически такой вывод был основан на анализе общих положений конституции и не затрагивал другую группу норм, детально регулирующих государственно-властные отношения. Поэтому данная позиция была подвергнута критике.

Это интересно:  В чем суть нормативного подхода к праву

По мнению С.М. Равина, специфика методов государственного права выражается в том, что общественные отношения регулируются путем непосредственного применения правил (норм) конституции и изданных в соответствии с ней конституционных актов. При этом данные правила (нормы) опосредствуют все другие отрасли права, что и выражает ведущую роль государственного права в системе права [1] [2] .

Предложенный Равиным отличительный признак свойствен и другим отраслям права, где конституционные нормы в определенных случаях также применяются непосредственно (например, в административном и финансовом праве). На это указал Б.В. Щетинин, который в свою очередь полагал, что в государственном праве используется главным образом нормоустановительный метод, который, однако, не является единственным. Наряду с ним по мере необходимости используются и другие методы — дозволения, предупредительного воздействия, регламентирования структуры и др., успешно применяемые в иных отраслях права. Комплексность общественных отношений в государственном праве обусловливает, по мнению Щетинина, использование различных методов 1 .

Попытка обозначить уникальный для государственного права метод была предпринята Я.Н. Уманским, который заметил, что для норм данной отрасли характерен метод конституционного закрепления. Однако Уманскому не удалось определить особенности этого метода [3] [4] .

В современный период большинство государствоведов склонно искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.

Во-первых, отмечается, что для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

Во-вторых, предпринимается попытка определить соотношение между методами по их роли в конституционно-правовом регулировании.

Метод правового регулирования конституционного права

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

1. Предмет и метод правового регулирования в КП

Предметом конституционно-правового регулированияявляются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Предмет конституционного права охватываеттри основные сферы общественных отношений:1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством; 2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения; 3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др.

Методы конституционно-правовогорегулирования — это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования — императивный и диспозитивный.

Императивный, или авторитарный, метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения.

Диспозитивный методправового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.

В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным.

Одновременно конституционное право России явялется и одной из крупнейших юридических наук, тесно взаимодействующей с другими юридическими и общественными науками. Конституционное право как юридическая наука в первую очередь изучает конституционное право как отрасль права и относится к отраслевым юридическим наукам. В предмет ее изучения входят также история конституционного законодательства, практика его применения, разработка рекомендаций по совершенствованию и другие вопросы теоретического и практического прикладного характера. Изучению конституционного права всегда отводилось и по сей день отводится одно из приоритетных мест в системе юридического образования.

Статья написана по материалам сайтов: www.litmir.me, studref.com, www.konspektov.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий