Муниципальные правовые акты могут приниматься

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

  • нормативные;
  • ненормативные.

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты принимаются:

  • по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
  3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования .

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения . Последние могут быть двух видов:

  • устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом 2003 г.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения . Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения — по вопросам организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав — это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

Это интересно:  Как правильно написать характеристику от соседей

Говоря о втором виде решений представительного органа, касающихся его собственной деятельности, отметим, что значение для населения может быть скромнее — в связи с формированием органа (например, об образовании постоянных комиссий) и участием в его работе, а это не всегда касается каждого местного жителя.

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту — постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц местного самоуправления.

6.Муниципальные правовые акты: понятие, виды. Порядок принятия муниципальных нпа.

1. Всегда подзаконные.

2. Подлежат обязательному исполнению на всей территории Муниципального образования.

3. За неисполнение соответствующие субъекты несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов.

Муниципально-правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, ФЗ и законами субъектов решения, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и ДЛ местного самоуправления документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающая либо изменяющая общеобязательные правила или имеющая индивидуальный характер.

Виды в зависимости от юр природы:

1. Нормативный — принятый в определенном порядке официальный письменный документ выражающий волеизъявление населения, полномочного ОМС, ДЛ по установлению, изменению или отнесен норма права, общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу субъектов.

2. Ненормативный акт — он принимается по определенному кругу вопросов и таковым может являться только в том случае, если на его основе у соответствующих субъектов возникают права и обязанности.

Система муницип актов устанавливается ст. 43 ФЗ 131:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

4) правовые акты главы;

5) постановления и распоряжения главы местной администрации;

6) постановления и распоряжения иных ОМС и ДЛ.

Проекты МПА могут вноситься: депутатами МО; главой муниципального образования; главой местной администрации; инициативными группами граждан ; иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования устанавливается уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено ОМС и ДЛ местного самоуправления, принявшими соответствующий акт, либо судом.

7. Европейская Хартия местного самоуправления и др. Международно-правовые акты.

Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года и Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества, принятая 29 октября 1994 г.

Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле закреплены наиболее важные принципы местного самоуправления. Например, местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя. Полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное управление.

Муниципальные правовые акты

По вопросам местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления, а также непосредственно населением муниципальных образований принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт — это имеющее юридическую силу в пределах территории муниципального образования, документально оформленное решение, принятое непосредственно населением муниципального образования, органом или должностным лицом местного самоуправления в целях реализации задач и функций местного самоуправления или осуществления отдельных государственных полномочий и устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила поведения или содержащее индивидуальное предписание.

Правотворческая деятельность субъектов муниципальной власти имеет подзаконный характер. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Как отмечалось выше, государство санкционирует нормотворчество субъектов муниципальной власти.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В систему муниципальных правовых актов в соответствии
с новым законом входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Это интересно:  Согласно акта или акту как правильно

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты разделяются на нормативные и индивидуальные (правоприменительные). Правовые акты нормативного характера — это акты, регулирующие однородные общественные отношения посредством установления обязательных правил поведения по вопросам местного значения, рассчитанные на неоднократное длительное применение в отношении неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования. Индивидуальные акты — это решения субъектов муниципальной власти по конкретным вопросам, адресованные конкретным лицам для однократного применения. Они направлены на «индивидуальное регулирование поведения участников управленческих отношений в конкретных ситуациях путем установления, изменения или прекращения их субъективных прав и обязанностей»[413].

Муниципальные правовые акты различаются по своей юридической силе. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Никакие иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме либо сходе граждан.

Новый закон существенно снизил правотворческие возможности непосредственно населения муниципального образования. Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривалось два варианта принятия устава муниципального образования — населением непосредственно либо представительным органом. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» право принятия устава муниципального образования предоставляет исключительно представительному органу[414].

На взгляд авторов пособия, население необоснованно было лишено права принятия устава. Устав муниципального образования является своеобразной мини-конституцией[415] на местном уровне, в нем определяются важнейшие организационные вопросы местного самоуправления, фиксируется правовой статус муниципального образования. Признавая население главным субъектом местного самоуправления, определяя местное самоуправление в качестве формы народовластия, российское законодательство отходит от этой логики в вопросе принятия устава муниципального образования.

Конституция РФ 1993 г. принята в результате всенародного голосования. Не имеет смысла лишение населения права принятия устава муниципального образования. Устав муниципального образования в силу важности тех вопросов, которые он регулирует, должен приниматься исключительно населением на местном референдуме. По непонятным причинам новый закон такого права за населением не признает.

В силу такого решения возникает и вопрос о соотношении юридической силы устава муниципального образования и решений, принятых непосредственно населением на референдуме. Из закона не ясно, какой из актов обладает наивысшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, каким из них руковод­ствоваться в случае возможного противоречия.

В соответствии с требованиями ст. 44 Закона от 6 октября 2003 г. уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в т. ч. путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания ее наступления и порядок решения соответствующих вопросов; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Проект устава муниципального образования (изменений и дополнений в него) должен быть опубликован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии с указанием порядка учета предложений по проекту, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования (изменения и дополнения) принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Основаниями для отказа в регистрации устава могут быть противоречие устава действующему законодательству либо нарушение порядка его принятия. Такой отказ может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования (изменения и дополнения в устав) после государственной регистрации подлежит официальному опубликованию и вступает в силу после его официального опубликования.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (или сходе граждан). Если для реализации такого решения дополнительно требуется принятие муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие такого акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. Нарушение данного срока является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено законом.

Это интересно:  Куда пожаловаться на неправильную парковку

Глава муниципального образованияимеет право в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации, в случае если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ,
а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься любыми субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. К таковым, в частности, относятся депутаты представительного органа муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими данный муниципальный правовой акт, либо судом,
а в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, — уполномоченным органом государственной власти РФ или субъекта РФ.

Муниципальные нормативные правовые акты, в т. ч. оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Муниципальные правовые акты

Муниципальные правовые акты

Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными правовыми актами имеют важное значение для организации деятельности органов местного самоуправления.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными и (или) региональными законами.

Таким образом, муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными и региональными законами.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо ее субъекта по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то вопрос о таком соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда о признании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо ее субъекта или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям указанных нормативных правовых актов, не допускается.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, helpiks.org, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector