Права человека в тюрьмах

юридические науки

  • Абхалимов Вильдан Илдарович , студент
  • Булычев Евгений Николаевич , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Право на образование является одним из важных социальных прав, гарантированных каждому человеку. Оно закреплено во многих международных актах (Всеобщая декларация прав человека статья 26; Конвенция о правах ребенка статья 28 и 29; Европейская конвенция о защите прав человека об основных свобод статья 2 и т.д.), а так же в Конституции РФ в статье 43.

    Люди по всему миру считают, что право на образование является очень важным правом человека, и оно должно быть у каждого, ведь образование помогает нам развить себя как личность.

    Под образованием в широком смысле следует понимать – процесс, в котором происходит передача от поколения к поколению всех знаний, которые выработало общество, усвоение общественно-исторических результатов, отраженных в науках, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование является фундаментом развития культуры, а также помогает развитию всего общества в целом, ведь на образованных людях держатся все государства.

    Статья 43 Конституции РФ гарантирует не только право на образование, но также еще закрепляет общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование является обязательным. На конкурсной основе также можно бесплатно получить высшее образование.

    Лица, осужденные за совершение преступлений, подвергаются по приговору суда обоснованным ограничениям в правах, однако право на образование для таковых лиц ограничению не подлежит, так оно служит средством их исправления. Однако в процессе реализации этого права для осужденных возникают некоторые особенности.

    Первая школа при тюрьме была создана в начале 1860-х годов в Московском Смирительном и Рабочем доме. В программу обучения осужденных, которые находились там, входили такие предметы как азбука, арифметика, статьи с духовным смыслом. Данное образование рассматривалось как духовно-нравственное воспитание осужденных и ложилось на плечи священнослужителей.

    15 ноября 1920 года было принято «Положение об общих местах заключения», которое установило, что в исправительных учреждениях нужно организовывать школы для всех неграмотных осужденных, не достигших 50 лет. В 1958 году приняли «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР», согласно которому все заключенные получили право получить среднее образование в образовательном учреждении при исправительной колонии. В середине 1980-х годов во всех исправительно-трудовых учреждениях РСФСР работали средние общеобразовательные школы.

    На сегодняшнее время в большинстве стран вместо ужесточения наказания для заключенных происходит развитие мер и мероприятий по исправлению и образованию осужденных, помощь им в социализации. В исправительных колониях все чаще открываются различные образовательные центры, кабинеты психолога, в которых проводятся тренинги для заключенных, создаются творческие кружки по разным видам деятельности.

    Статья 80 ФЗ «Об образовании в РФ» закрепляет организацию предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Лицам, которые находятся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обеспечиваются условия для получения общего образования с помощью создания общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях.

    Лица, которые находятся в местах лишения свободы и не достигли 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях, которые создаются также при исправительных учреждениях. Лица, которые уже достигли 30 лет или являются инвалидами 1 и 2 группы по желанию сами определять, хотят ли они получать образование.

    Лицам, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы, дают возможность получить образование в форме самообразования, если это не противоречит порядку и условиям отбывания наказания.

    Если осужденные лица не имеют профессии, по которой они могут работать, то для них организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

    Также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, разрешено получить среднее профессиональное и высшее образование в заочной и дистанционной форме обучения.

    Дистанционная технология обучения заключенных – это процесс обучения заключенных с применением компьютерно-информационных и телекоммуникационных технологий в условиях изоляции от общества в рамках определенного режима содержания с ограничениями в соответствии с УИК РФ. Процесс подачи образовательной информации при такой форме обучения согласовывается с руководством исправительного учреждения в зависимости от распорядка, который заведен в колонии.

    Чтобы обеспечить осужденным право на их образование, при исправительных колониях органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ создаются вечерние школы, учебно-консультационные пункты.

    Школы в колонии создаются только при наличии не менее 80 человек, которые будут обучаться. Если указанное число человек не набирается, то при исправительной колонии открывается учебно-консультационный пункт.

    По нашему мнению, реализация школьного образования вместе с воспитанием, обогащает осужденного знаниями, помогает ему развиться, определить перспективы дальнейшей жизни, препятствует усвоению законов преступного мира, формирует склонность к правопослушному поведению.

    Созданная при исправительной колонии школа, организует образовательный процесс для осужденных лиц в соответствии с учебным планом и программой внедряет современные педагогические технологии, учитывая особенности режима дня осужденных. Также школа оказывает помощь тем, кто обучается в подготовке к учебным занятиям, самообразованию. Администрации учреждения же школа помогает воспитывать осужденных и социально адаптировать их. Если осужденные будут хорошо учиться и иметь определенные успехи в учебе, то школьные сотрудники могут попросить их поощрить администрацию колонии.

    Также если осужденные обучающиеся, которые хорошо выполняют учебный план, на период проведения государственной и промежуточной аттестации могут освобождаться от своей работы с сохранением зарплаты, их не могут привлекать к сверхурочным работам, которые могут оторвать их от учебных занятий, и еще они имеют право на сокращенную рабочую неделю.

    Важными задачами при обучении осужденных в исправительных колониях являются:

    • Сделать из осужденного, которые скорее всего на всех озлоблен, полноценного члена общества, которые будет готов ему послужить;
    • Попытаться помочь осужденному забыть о повторных совершениях преступления. Как показывает статистика, те из осужденных, кто получает образование, реже снова прибегают к рецидиву преступления;
    • Сделать так, чтобы осужденный смог осознать свою полезность и значимость, объяснить, что профессия и образование сможет обеспечить им хорошую дальнейшую жизнь на свободе.

    Вообще общее образование осужденных Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее УИК РФ) называет мерой воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ также закреплено получение основного общего образования осужденными, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, если они еще не достигли 30 лет.

    Учитывая специфику образовательного учреждения и то, что оно находится при исправительной колонии, в учителя в основном берут бывших офицеров и работников пенитенциарной системы, так как это дает возможность построить работу в соответствии с режимом осужденных. Главной особенностью преподавания при исправительных колониях для осужденных является то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, которые совершили тяжкие преступления, которые уже имеют свое мировоззрение, взгляды, сломанную психику, способные на дальнейшие правонарушения.

    Преподаватель в таких условиях образовательной деятельности должен:

    • иметь демократический стиль работы;
    • быть коммуникабельным;
    • осуществлять своевременную педагогическую поддержку;
    • быть оратором;
    • иметь знания в области социальной психологии;
    • уметь быть лидером;
    • реализовывать возрастной подход в образовании;
    • ориентироваться в сущности преступного мира;
    • адекватно реагировать на изменения обстановки вокруг.

    Мы полагаем, что на такую работу может претендовать только человек, который имеет железные нервы, выдержку, знает все тонкости психологии, и может быть толерантным, когда это потребуется, который сможет показать, что он не считает себя выше осужденных, но также показывает, что во время занятий главный в комнате он, и они должны делать все, что он скажет.

    В данное время исправительные колонии и органы управления образованием создают гибкую системы образования для осужденных, которая предоставить им возможность беспрепятственно получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения.

    В реализации права на образование для заключенных несомненно много плюсов, ведь образованному человеку после освобождения будет легче восстановить свои отношения с семьей и окружающими, найти достойную работу. Все это поможет человеку уважать себя самого, изменить свой социальный статус, стать законопослушным членом общества и востребованным членом трудового коллектива.

    Существует Европейская ассоциация по образованию в тюрьмах (EPEA), которая является неправительственной организацией, а ее члены – это администрации тюрем, преподаватели, ученые и др. профессионалы в этой сфере, которые интересуются и думают о продвижении и развитии образования в тюрьмах и колониях по всей Европе. В EPEA входит более 800 членов в 35 странах Европы и по всему миру.

    В их сферу деятельности входит европейское сотрудничество и помощь в профессиональном развитии людей, которые осуществляют процесс обучения осужденных; работа с другими профессиональными организациями в этой области; поддержка разных исследований в колониях; открытие и развитие своих филиалов внутри стран; организация международных конференций.

    Подводя итог сказанному, отметим, что в России создана хорошая правовая основа для реализации лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы своего права на образование. Оно реализуется в образовательных учреждениях при исправительных колониях, при этом, большое внимание уделяется нравственно-интеллектуальному развитию их личности, и помощи в будущей профессии.

    Мы считаем, что обучение осужденных в исправительных колониях очень важно, так как это дает им не только знания, профессию, дальнейшее развитие своего будущего и своей личности, но также отвлекает заключенных от бессмысленного провождения своего времени и способствует переосмыслению своей жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что образование имеет важное значение для исполнения главной задачи, которая стоит перед исправительными колониями – это исправление осужденного и помощь ему в становлении на правильный жизненный путь.

    Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года в сфере образовательной деятельности предполагает дальнейшее развитие получения заключенными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, формирование и осуществление специальных методик обучения, которые будут учитывать уровень интеллектуального развития и педагогической запущенности заключенных, а также образовательных и коррекционных программ работы с разными видами заключенных.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
    2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
    3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ.
    4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Электронный ресурс. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения 19.112016 г.).
    5. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
    6. Строева Г. В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного // Педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 129–153.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Права человека в тюрьмах

    Какие дела ведет Фонд

    Фонд «В защиту прав заключенных» — правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания.

    Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

    Фонд является общественной организацией и не обладает властными полномочиями.

    Фонд не является вышестоящей инстанцией по отношению к региональным управлениям исполнения наказаний (УФСИН) и не полномочен отменять либо изменять их решения, напрямую вмешиваться в деятельность исправительного учреждения и/или УФСИН.

    Приоритетным направлением в деятельности Фонда являются:

    1. Обращения в органы власти и иные государственные, негосударственные и международные институты с целью побуждения их к борьбе с пытками, унижающим и бесчеловечным обращением в исправительных учреждениях,

    2. предоставление заключенным и их родственникам адресных юридических консультаций по вопросам о порядке и условиях отбывания наказания в виде лишения свободы и содержания под стражей в период предварительного следствия.

    Все поступившие в Фонд жалобы о нарушении прав осужденных регистрируются и рассматриваются в порядке очередности. По решению руководства Фонда отдельные жалобы рассматриваются в приоритетном порядке.

    Фонд рассматривает следующие обращения:

    — жалобы осужденных (их родственников, близких) о насилии, неоказании медицинской помощи, ненадлежащих условиях содержания в исправительных учреждениях и пр.;

    — обращения с просьбой дать письменную адресную консультацию по вопросам о порядке и условиях отбывания наказания в виде лишения свободы и содержания под стражей в период предварительного следствия.

    — по просьбам заявителей, Фонд бесплатно распространяет периодическое издание вестник «В защиту прав заключенных».

    Фонд не рассматривает следующие обращения и не дает по ним ответ заявителям:

    — обращения с просьбой оказать содействие в обжаловании приговора и иных решений судов;

    — обращения с просьбой написать/поддержать надзорную жалобу на приговор;

    — обращения с просьбой оказать материальную помощь (юридическая литература, канцелярия, одежда, денежные средства и пр.);

    — обращения о нарушении прав человека, не касающихся нарушений прав заключенного.

    Как обратиться в Фонд

    Для обращения в Фонд «В защиту прав заключенных», Вам необходимо направить обращение на имя исполнительного директора Фонда «В защиту прав заключенных» Пономарева Льва Александровича.

    Для того чтобы эксперты Фонда могли оперативно рассмотреть Вашу просьбу, предложение, заявление или жалобу, постарайтесь четко изложить суть проблемы, нарушений. Избегайте эмоциональных отступлений, абстрактных, нагроможденных формулировок, перегруженных ссылками на нормативно-правовые акты.

    Четко опишите суть нарушения, время, место, обстоятельства, которые могут подтвердить факт нарушений прав.

    Например, если к заключенному была применена физическая сила со стороны сотрудника, без законных к тому оснований. Необходимо описать, кто был избит (ФИО заключенного, дата его рождения, место отбывания наказания), когда произошел инцидент, причины произошедшего, ФИО сотрудника, ФИО свидетелей и иные доказательства.

    Если заключенному не оказывается необходимая медицинская помощь, необходимо указать кто (ФИО заключенного, дата его рождения, место отбывания наказания) и какими заболеваниями страдает, какое лечение необходимо при указанных заболеваниях, какое лечение фактически получает больной (либо не получает вообще) и к каким последствиям такое лечение, либо его отсутствие привело.

    В просительной части обращения необходимо четко сформулировать просьбу, какую конкретно помощь вы просите у Фонда.

    Прикладывайте к обращению только копии тех документов (не прилагайте оригиналы документов,, а исключительно копии, поскольку мы не гарантируем сохранность оригиналов), которые подтверждают нарушение законов, ваших прав, прав ваших близких (лиц, в защиту которых вы обращаетесь), а не вообще все документы, которые у вас есть (большое количество посторонних документов замедляет работу над обращением).

    Указывайте ваш обратный почтовый адрес с почтовым индексом и контактный телефон (для родственников).

    Поскольку в своей деятельности, Фонд использует не только правовые механизмы, но и информационные (публикации в СМИ о нарушениях прав осужденных), просим указывать в обращении, согласны ли Вы на публикацию Ваших ФИО (ФИО осужденного) в средствах массовой информации.

    Процедура рассмотрения Вашей жалобы является бесплатной.

    Права осужденных в местах лишений свободы

    Права заключенных в местах лишений свободы — оперативный сотрудник рассказывает, как живут осужденные в тюрьме.

    К знаменитой фразе «Твой дом-твоя тюрьма» из фильма «Берегись автомобиля» арестанты относятся даже без тени юмора. Это первое, что понимают заключенные, когда попадают в тюрьму. Пренебрежительно относиться к такому постулату нельзя, иначе можно стать изгоем. При соблюдении нехитрых правил даже в тюрьме можно вполне сносно жить.

    Оперчасть является подразделением в любом пенитенциарном учреждении, которое отвечает за контингент. Оперативники способствуют раскрытию серийных преступлений, работают с заключенными и следят за тем, чтобы не было массового неповиновения. Работающие там сыщики постоянно находятся в уголовном мире, что естественным образом сказывается на них — отмечает Виктор.

    Об основных особенностях пребывания в таких местах корреспондентам рассказал оперативный сотрудник, который проработал в колониях и изоляторах несколько десятков лет.

    Аннулируются «паспорта для ментов»

    Виктор рассказывает, что личности с криминальным прошлым и современные воры в законе попадают в тюрьму без татуировок. У арестантов расписанное в татуировках тело считается «паспортом для ментов», особого уважения к такому не проявляют. Все самые популярные татуировки, которые раньше набивали как только попадали сюда, теперь остались историей.

    Если человек с татуировками попадает в камеру, то его обязательно спросят значение каждой из них. Оперативник отмечает, что вполне нормально могут находиться в тюрьме люди с иероглифами или свастиками. Однако, если татуировка имеет подтекст об определенном статусе, которому заключенный не отвечает, то без внимания человека не оставят.

    Если на коже изображена какая-то глупость, то за это могут поколотить и обязательно попросят закрыть другим изображением. Сыщик рассказывает, что бывали и случаи, когда заставляли срезать кожу (из-за воровских звезд). Слабоумным ребятам обычно такое прощается.

    Для обитателей тюрьмы слово вора является законом. Приговор потом могут и пересмотреть, но слова вора должны исполняться беспрекословно.

    Документ с решением отправляется по всем камерам — это воровской прогон. В конце бумажка должна вернуться в ту камеру, с которой все началось. После прочтения документа в каждой камере ставится отметка ЯП (ясность полная). Если документ пропал, то вор на этой камере «ставит крест», то есть исключает из своей семьи. Таких заключенных избивают.

    Главной функцией вора в законе и смотрящего является контролирование общака. Бюджет колонии иногда может достигать нескольких миллионов рублей в месяц, поэтому ответственность большая. Пополняется общак средствами из вне и за счет сбора выплат с заключенных. Больше всего спрашивают с «барыг», они регулярно отдают большие суммы, чтобы их не трогали.

    За счет общака заключенные организовывают «грев», то есть покупают продукты первой необходимости. Чаще всего воры в законе заботятся о простых мужиках, которые и вовсе приехали с деревни. Таким редко приходят передачки, поэтому им в камеру посылают сахар, чай и сигареты те, у кого все в порядке с продовольствием.

    Оперативник пояснил, что раньше для этого нанимали пенсионерок, которые закупали все необходимые продукты и стояли в очереди возле пункта приема посылок. Сейчас такая схема используется крайне редко, поскольку практически при всех СИЗО есть интернет-магазины.

    Разговоры тюремщиков и воров

    Виктор признается корреспондентам, что администрация чаще всего контактирует с ворами в законе и смотрящими. За последние несколько десятилетий такая практика стала нормальной, поскольку заинтересованы обе стороны.

    Почти все воры с удовольствием контактируют с представителями ФСИН. Если разобраться, то это считается их работой. К примеру, когда администрация ждет проверяющих заключенные должны вести себя особенно тихо, чтобы избежать каких-либо жалоб. В связи с этим вора просят, чтобы заключенные сделали «серый вид», то есть покладисто себя вели. Если во время проверки все ведут себя нормально, то вор выдвигает свою просьбу.

    Чаще всего просят о каких-то послаблениях. Заботятся в первую очередь о тех, кто находится в карцере. Могут попросить, чтобы их выпустили покурить или дали какие-то продукты, хотя правила этого исключают.

    Также заключенные могут попросить, чтобы сотрудники портили поменьше курева. Администрация должна ломать как минимум 70% сигарет, которые приходят в посылках. Курить потом их очень проблематично, поэтому и поступают подобные просьбы.

    Наиболее популярным вором считается тот, кто может договориться о большем количестве послаблений перед заключенными.

    Насилие над заключенными

    Виктор рассказывает, что просто так человека на зоне насиловать не будут. Такие решения принимают лидеры в преступном мире, на это может уходить достаточно долгое время. Воры совещаются, узнают всю информацию о человеке и только потом принимают решение. Подобные случаи происходят крайне редко.

    Насилие для арестанта означает сломанную жизнь, при чем не только на зоне. Если человека изнасиловали, а позже выяснилось, что решение было неверным, то исполнителей очень сильно наказывают, иногда даже убивают.

    По воровским законам без каких-либо наказаний от главного можно изнасиловать и даже убить только педофила. Оперативник отмечает, что такие люди являются очень проблемной категорией заключенных дл сотрудников. В СИЗО их регулярно прячут, всегда содержат в отдельной камере. Если таких человек несколько, то сажают вместе.

    На зоне с этим обстоят дела намного сложнее, поскольку там клеток нет. Любая встреча с заключенными может кончиться инвалидностью или смертью для педофила. По воровским законам для таких людей регулярные унижения являются нормой в тюрьме. После преступления виновные сами сознаются и получают еще один срок.

    Виктор отмечает, что фильмы, где показывают регулярную угрозу изнасилования является откровенным бредом. Такой беспредел возможен только в колониях с малолетними преступниками. Статус «петуха» для заключенного является пожизненным, выйти из этой касты невозможно. Жестокие подростки, которых калечат такие же сверстники становятся «опущенными», после чего разрисовывают все тело в непонятных татуировках.

    По словам оперативника самые страшные и жестокие вещи происходят в колониях с малолетними преступниками. Там, где сидят взрослые люди беспредел появляется крайне редко. Наказание изнасилованием происходят только в исключительных случаях. Даже когда согласно закону человеку нужно «опустить», вор может сделать это побив человека тапком по щекам.

    Таких заключенных сравнивают с прокаженными. Любой контакт с человеком может негативно сказаться на репутации заключенного, который вступил в контакт. В связи с этим наличие «опущенного» заключенного в камере является большой проблемой для сотрудников, поскольку с ним нельзя есть из одной тарелки и разговаривать.

    Если права вашего близкого или родственника в тюрьме нарушают, то в срочном порядке обращайтесь в общество по защите прав потребителей. Наши юристы имеют большой опыт работы с подобными делами. То, что человек сидит в тюрьме еще не означает, что он лишен прав и мы поможем это доказать.

    Международно-правовая защита прав заключенных

    Содержащиеся в неволе и ограниченные в общении с внешним миром заключенные чрезвычайно уязвимы для злоупотреблений. Продиктованное ли желанием наказать, интересом к получению информации, либо простым пренебрежением плохое обращение с заключенными является ужасающе распространенным явлением. Миллионы лишенных свободы людей по всему миру пребывают в антисанитарных условиях без достаточного питания и медицинской помощи, процветающей среди тюремного персонала коррупции, подвергаясь насилию и издевательствам со стороны других заключенных.

    Международно-правовая защита прав заключенных основана на фундаментальных понятиях человеческого достоинства. Они воплощают принцип, согласно которому, независимо от того, какое преступление лицо могло совершить, никто не должен быть лишен ряда основополагающих прав человека.

    Термин «заключенный», используемый в настоящей статье, относится к лицам, находящимся в местах лишения свободы и отбывающим наказание за совершение преступления, лицам, содержащимся под стражей в ожидании суда, а также лицам, в отношении которых применено административное задержание. Категория административно задержанных лиц также включает содержащихся под стражей нелегальных иммигрантов.

    Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

    Минимальные стандартные правила обращения с заключенными являются наиболее всеобъемлющим международно-правовым договором, регулирующим порядок обращения с заключенными. Правила были приняты в 1955 году на первом Конгрессе ООН по предупреждение преступности и обращению с правонарушителями. Включающие девяноста пять положений Правила предназначены изложить то, что «обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями».

    По сравнению с другими документами ООН, определяющими условия содержания заключенных, в данном договоре стандартные правила расписываются весьма подробно. Они охватывают такие темы, как «разбивка по категориям», «одежда и спальные принадлежности», «физические упражнения и спорт», «медицинское обслуживание», «дисциплина и наказания», «средства усмирения», «хранение имущества заключенных», «классификация и индивидуализация», «контакты с внешним миром», а также другие вопросы, касающиеся функционирования пенитенциарных учреждений. Отдельные нормы формулируются в категоричной форме, такие как требование, что питьевая вода должна быть доступна для всех заключенных, когда они испытывают в ней потребность, в то время как другие, такие как правило, что «по мере возможности» заключенные должны быть разделены в соответствии с их классификацией, являются более гибкими.

    Правила не обладают юридически обязательной силой наподобие таких договоров о правах человека, как Международный пакт о гражданских и политических правах, но, тем не менее, они служат авторитетным основанием для разработки обязательных международно-правовых норм. Например, содержащиеся в них запреты на заключение в темную камеру, на снижение рациона питания ниже допустимого для здоровья человека, и на использование средств сдерживания в качестве наказания имеют важное значение для интерпретации более широкого запрета жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

    Следует отметить, что сами Правила допускают некоторые отклонения от устанавливаемых стандартов на основании оговорки, содержащейся в вводном разделе. В статье 2 говорится: «Принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно».

    Свобода от пыток и других форм жестокого обращения.

    Международно-правовая защита прав заключенных осуществляется на основании важнейших международных и региональных договоров в области прав человека, имеющий обязательную силу и для стран СНГ. Наиболее фундаментальные из них воспроизводят положения статьи 5 Всеобщей декларации прав человека, запрещающей применение пыток и других форм жестокого обращения. Так как заключенные особенно уязвимы для подобного рода злоупотреблений, следует отдельно остановиться на этом факте.

    Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), содержащий полный перечень признаваемых и защищаемых прав человека, провозглашает в статье 7: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Статья 7 МПГПП также указывает: «В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». Используя практически такую же формулировку, как МПГПП, статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция) гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Опущенное в Европейской конвенции определение «жестокое» не имеет большого практического значения, так как другие определения, в частности «бесчеловечный», интерпретируются как запрещение жестокого обращения. Статья 37 Конвенции о правах ребенка, касающаяся в том числе защиты прав заключенных, не достигших совершеннолетнего возраста, так же предписывает, чтобы: «ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

    Непосредственное отношение к защите прав заключенных имеет отношение Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП), которая, как подсказывает само ее название, содержит наиболее подробные механизмы защиты от пыток и других видов жестокого обращения. Статья 1 КПП определяет пытку как:

    «… любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

    Статья 2 обязывает каждое государство принимать «эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией». В частности, от каждого государства требуется:

    • рассматривать все акты поток как уголовное преступление, влекущее за собой серьезное наказание;
    • проводить оперативное и беспристрастного расследования случаев применения пыток;
    • возбуждать судебное преследование либо выдавать лиц, подозреваемых в совершении совершивших пыток;
    • защищать истца и свидетелей от мести в связи с жалобами или свидетельскими показаниями о факте пыток;
    • предоставить жертвам пыток право на получение справедливой и адекватной компенсации, включая средства на реабилитацию;
    • запретить использование заявлений, данных под пыткой, в качестве доказательства в ходе судебного разбирательства;
    • осуществлять обучение и информирование широкого круга государственных служащих, в том числе сотрудников правоприменительных органов, относительно запрещения пыток.

    КПП также включает положения, касающиеся жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Статья 16 КПП, в частности, требует от каждого государства «предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки». Как и другие международно-правовые договоры, упомянутые выше, КПП не дает четкого определения «жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

    Следует отметить, что запрет на применение пыток и других видов жестокого обращения, содержащиеся в вышеупомянутых договорах является безусловным, не допускающим никаких исключений. Более того, он являются одними из немногих прав человека, которые не подлежат отступлениям ни при каких обстоятельствах. МПГПП и Европейская конвенции, в частности, разрешает государствам в чрезвычайных ситуациях отступать от ряда своих обязательств в области прав человека, но подобное допущение в отношении запрета на пытки и другие виды жестокого обращения в них не предусматривается. КПП так же не допускает никаких отступлений.

    Кроме того, запрещая пытки и жестокое обращение, МПГПП также прямо предусматривает, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности» (МПГПП, ст. 10). далее указывается, что «существенной целью» лишения свободы должна быть «исправление и социальная реабилитация» заключенных (В Европейской конвенции отсутствует подобное положение). Следует отметить, что данные положения, имеющие более широкий охват, чем запрещающие применение пыток и других видов жестокого обращения, не только в значительной мере пересекается с последними, но и дополняют их. Однако в отличие от положений, направленных против пыток и других видов жестокого обращения, действие указанных положений может быть приостановлено во время чрезвычайного положения.

    Длительное одиночное заключение.

    Длительное одиночное заключение, в том числе с полной сенсорной изоляцией, может вызывать серьезные психические страдания. Международная судебная практика относительно данного вопроса скорее является противоречивой. Комитет ООН по правам человека, например, постановил, что статья 7 МПГПП была нарушена, когда уругвайский заключенный был на месяц переведен в одиночную камеру с 24 часовым искусственном освещением. В более широком плане, в одном из его замечаний общего порядка отмечается, что «длительное одиночное заключение задержанного или находящегося в заключении лица может приравниваться к актам, запрещенным статьей 7»

    Европейская комиссия, с другой стороны, к одиночному заключению в целом относится более толерантно. Хотя она признает, что «полная сенсорная изоляция в сочетании с полной социальной изоляцией может разрушить личность человека и представляет собой форму бесчеловечного обращения, которая не может быть обоснована требованиями безопасности или любой иной причиной», у нее, например, имеется постановление, в котором указывается, что долгосрочное одиночное заключение подозреваемых в терроризме не является запрещенной формой жестокого обращения, несмотря на то, что подозреваемые «бесспорно содержались в почти полной изоляции».

    Другие права заключенных.

    Международно-правовая защита прав заключенных не исчерпывается вышеуказанными мерами – на заключенных также распространяются другие права человека. Базовый принцип обращения с осужденными выражается правилом «заключение в тюрьму в качестве наказания, а не для наказания». Другими словами, лишение свободы, а также связанные с ним меры ограничительного характера, являются законным санкциями за совершенные преступления. Соответственно, Комитет по правам человека ООН отмечает, что заключенные не должны «подвергаться каким-либо лишениям или ограничениям, кроме тех, которые являются результатом лишение свободы».

    Помимо всего прочего, заключенные сохраняют за собой право:

    • исповедовать религию по своему выбору и отправлять ее обряды;
    • поддерживать контакты со своими семьями;
    • быть свободным от дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения;
    • быть свободным от необоснованных вмешательств в частную жизнь.

    Конечно, стандартные условия и процедуры, связанные с тюремным режим, такие как контроль со стороны тюремных охранников, переодевание в тюремную форму и обыски, как правило, не могут расцениваться как нарушение этих прав.

    Статья написана по материалам сайтов: www.zashita-zk.org, prava-potrebitela.ru, interlaws.ru.

    «

    Это интересно:  Методы правового регулирования в международном частном праве
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий