Правовое положение экипажа воздушного судна

Воздушное судно обладает определенной национальной принадлежностью, которая определяется по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную связь между воздушным судном и государством регистрации. Воздушное судно при этом пользуется защитой этого государства. Воздушное судно, будучи зарегистрированным, заносится в государственный реестр.

Принцип национальной принадлежности следует отличать от гражданско-правовых вопросов собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Военные воздушные суда могут находиться, соответственно, только в собственности государства, владеющего данными воздушными судами.

Во многих государствах гражданские воздушные суда являются объектом права собственности, объектом гражданского права. С ним могут совершаться любые гражданско-правовые сделки. Воздушное судно может быть продано, заложено, арендовано, куплено, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.

В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К государственным воздушным судам согласно ст. 3 Чикагской конвенции относятся воздушные суда, используемые на военной, полицейской и таможенной службе.

Члены экипажа, действуя в пределах своих служебных обязанностей и полномочий, являются представителями владельца судна, который отвечает за их действия, как за своих работников.

Экипаж или пассажиры какого-либо частновладельческого летательного аппарата не должны совершать акты насилия против иностранных морских и воздушных судов, лиц и имущества, находящихся у них на борту, неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях.

Международное воздушное право не содержит в себе ни одного документа, который бы в целом определил правовое положение экипажа. Отдельные права командира и экипажа в отношении принятия мер на борту по предотвращению и пресечению преступных действий во время полета содержатся в гл. 3 Токийской конвенции 1963 г.

Каждый член экипажа, включая командира, выполняет строго предназначенные для него функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров, а также грузы в пределах определенного периода времени, которое не ограничивается временем непосредственного полета воздушного судна.

В основном же правовое положение экипажа определяется законодательством того государства, которое провело регистрацию данного воздушного судна. Во многих зарубежных странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Вызвано это исключительно внутренними причинами государств, использующих услуги граждан только своего государства. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, тем не менее прибегают к услугам авиационного персонала иностранных государств.

25.8. Правовой статус воздушного судна и экипажа

От указанного принципа следует отличать гражданско-пра­вовые вопросы собственности, владения и пользования воздуш­ным судном. Гражданское воздушное судно может находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций, частных лиц. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследствен­ного имущества и т.п. Согласно ст. 7 Воздушного кодекса РФ воз­душные суда могут находиться в собственности граждан Россий­ской Федерации.

Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены эки­пажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.

Каждый член экипажа выполняет строго определенные функ­ции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени.

Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностран­ные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными ,’ авиационными кадрами, активно прибегают к услугам иностран­ного авиационного персонала.

Лекция 14. Международное воздушное право

4. Правовой статус воздушного судна и экипажа

Правовой статус воздушного судна. В соответствии с международными правилами воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в соответствующий государственный реестр.

В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним согласно ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г. относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Правовой статус экипажа. В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в главе III Токийской конвенции 1963 г.

Это интересно:  Остановка на тротуаре пункт правил

Лица, действующие в пределах своих служебных полномочий в качестве членов экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, за других членов экипажа, пассажиров и за грузы в пределах определенного периода времени.

Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.

Правовой статус воздушного судна

718-k_vozd_suda.doc

Предмет международное транспортное право

тема : Правовой статус воздушного судна.

1. Общие положения о воздушных судах……… ………………………5

1.1. Воздушные суда как недвижимые вещи……………… …………..5

1.2. Регистрация прав на воздушные суда……………………………..9

2. Проблемные аспекты реализации правового статуса воздушного судна……………… ……………………………………………………………. 12

2.1. Вопросы регистрации воздушных судов за рубежом…………..12

2.2. Авиационные правила государственного регулирования эксплуатации воздушных судов……………………………………………. 22

Список использованной литературы…………………………………30

Воздушный кодекс РФ определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32).

Основной критерий использование свойств воздуха» был взят за основу определения понятия «воздушное судно» еще Конвенцией о регулировании воздушной навигации 1919 г., заложившей основы международного воздушного права. Согласно приложению 7 Чикагской конвенции, с учетом второй поправки, вступившей в силу в 1968 г., понятие «воздушное судно» определено как «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха, отраженного от земной поверхности». В последующих международных правовых актах, регулирующих вопросы воздушной деятельности, данный критерий являлся решающим. Согласно Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях 2001 г. воздушные суда означают воздушные суда, как они определены для целей Чикагской конвенции, и представляют собой либо планеры с установленными на них авиационными двигателями, либо вертолеты. В добавление к основной характеристике использования свойств воздуха в целях данного международного акта применен метод перечисления, используемый многими странами для определения понятия «воздушное судно».

В советском законодательстве термин «воздушное судно» употреблялся в первом кодифицированном акте, регламентирующем воздушные передвижения, — Декрете СНК от 12 января 1921 г. «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами». Воздушный кодекс СССР 1935 г., а вслед за ним и Воздушный кодекс СССР 1961 г. не содержали определения понятия «воздушное судно», но устанавливали, что к гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты (как легче, так и тяжелее воздуха), за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных Сил СССР. Воздушный кодекс СССР 1983 г. для его целей определял воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Цель настоящей работы – рассмотрение правового статуса воздушного судна.

Для достижения поставленной цели в работ решается ряд задач:

— определяется понятие воздушных судов как недвижимых вещей;

— рассматривается порядок регистрации прав на воздушные суда;

— выделяются вопросы регистрации воздушных судов за рубежом;

— раскрываются авиационные правила государственного регулирования эксплуатации воздушных судов.

1. Общие положения о воздушных судах

1.1. Воздушные суда как недвижимые вещи

По закону к недвижимым вещам относятся не все воздушные суда, а только подлежащие государственной регистрации (п. 2 ст. 130 ГК РФ). К сожалению, ст. 131 ГК, посвященная вопросам государственной регистрации недвижимости, с юридико — технической точки зрения не безупречна. Если судить по ее названию, речь должна идти о регистрации недвижимых вещей. В действительности же в ней говорится о регистрации не столько вещей, сколько прав на них.

Неясность вносит п. 2 указанной статьи, который гласит: «В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества». Речь идет о государственной регистрации — но чего? Вещей или же прав на них? Во всех остальных пунктах ст. 131 ГК говорится только о регистрации прав. Но смысл п. 2 таков, что в нем должна подразумеваться государственная регистрация именно имущества. Однако никаких разъяснений, в чем она заключается и как должна быть организована, ГК не содержит 1 . Непонятно также, как государственная регистрация соотносится со специальной.

Это интересно:  Как правильно писать рапорт

По всей видимости, в п. 2 ст. 131 ГК имеется в виду следующее: помимо государственной регистрации прав на недвижимые вещи законом может быть предусмотрена государственная регистрация (учет) самих вещей, именуемая также специальной регистрацией (учетом) объектов недвижимости. В этом случае будет совпадать терминология ГК и Воздушного кодекса РФ (далее — ВК). Согласно ст. 33 ВК гражданские и государственные суда подлежат государственной регистрации, а экспериментальные — государственному учету. Действующий в настоящее время Кодекс был принят после вступления в силу первой части ГК и, следовательно, основывается на его нормах. Поэтому государственная регистрация (учет) воздушных судов есть не что иное, как предусмотренная п. 2 ст. 131 ГК специальная регистрация данных объектов недвижимости.

Регистрация воздушных судов в нашей стране существует уже давно. Ее введение было вызвано необходимостью установления национальной принадлежности воздушных судов, что является одним из принципов как отечественного, так и международного воздушного права. В ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 год) установлено специальное правило, в соответствии с которым воздушные суда имеют национальность того государства, в котором зарегистрированы. Государство регистрации принимает на себя предусмотренные Конвенцией права и обязанности, вытекающие из факта установления национальной принадлежности воздушного судна, и прежде всего — распространение на него своей юрисдикции 2 .

Наибольший интерес в данном случае представляет первая категория судов, поэтому вопросы их регистрации рассмотрим более подробно.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации. (Эксплуатантом считается гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.) Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган. В настоящее время таковым является Министерство транспорта РФ, к которому перешли соответствующие функции упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России.

Порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. Но этот документ не во всем согласуется с действующим законодательством и требует существенной переработки.

Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны 3 . Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично — правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений. Но с принятием первой части ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение — как и для вещей недвижимых de facto.

Момент, с которого воздушное судно признается объектом недвижимости, законодателем не определен. Статьей 130 ГК к недвижимым вещам отнесены воздушные суда, подлежащие регистрации. В связи с этим возникает вопрос — является ли недвижимостью незарегистрированное воздушное судно? Существуют две основные точки зрения на данную проблему. Если исходить из буквы закона, то на основании п. 2 ст. 130 ГК нужно сделать вывод, что определяющим фактором признания воздушного судна недвижимым имуществом является не факт его регистрации, а лишь установленная законодательством необходимость соответствующей регистрации. Когда конкретное воздушное судно по закону требуется регистрировать, то его следует считать объектом недвижимости независимо от того, зарегистрировано оно или нет. Согласно второму подходу воздушное судно становится объектом недвижимости с момента регистрации судна 4 . Его сторонники полагают, что по смыслу ст. ст. 130, 131 ГК выражения «подлежащие регистрации воздушные суда» и «зарегистрированные воздушные суда» неравнозначны. Делается вывод о том, что до оформления государственной регистрации судна его создателю принадлежит право собственности не на объект недвижимости как таковой, а на использованные для его постройки материалы. Поскольку момент регистрации недвижимой вещи становится правопорождающим фактом, то до момента такой регистрации вновь созданная вещь юридически не существует. Таким образом, указание в ст. 130 ГК на то, что к объектам недвижимости относятся подлежащие регистрации воздушные суда, имеет смысл только в случае, когда последние не только подлежат регистрации, но и уже зарегистрированы.

Это интересно:  В чем состоят права и обязанности супругов

Оба подхода, если их рассматривать в контексте действующего законодательства, имеют серьезные недостатки. В первом случае вопрос о том, является ли то или иное воздушное судно недвижимой вещью, каждый субъект правоприменительной деятельности должен решать самостоятельно. Задача эта не настолько проста, как может показаться. По смыслу п. 1 ст. 33 ВК государственной регистрации подлежат только воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Но критерии «предназначенности» в ВК не приводятся, что дает основание толковать ее по-разному. Это создает почву для споров.

При втором подходе государственная регистрация воздушного судна будет равносильна официальному приданию объекту статуса недвижимости. Однако тогда возникают неопределенности с правовым режимом воздушного судна (например, в случае, когда оно уже исключено из соответствующего реестра одного государства, но еще не включено в реестр другого государства). Очевидно, эти вопросы требуют урегулирования на международном уровне.

1.2. Регистрация прав на воздушные суда

Пункт 9 ст. 33 ВК устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК. Согласно п. п. 1, 6 ст. 131 ГК такая регистрация должна производиться в едином государственном реестре учреждениями юстиции; порядок регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По смыслу ГК регистрация прав на воздушные суда должна осуществляться в государственном реестре, являющемся общим как для вещей недвижимых de facto, так и для объектов движимых, но признаваемых недвижимостью de jure. Однако Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» касается только объектов, недвижимых по своей природе. Согласно п. 1 ст. 4 этого Закона воздушные суда (а также морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты) исключены из сферы его действия. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи 5 .

Налицо противоречие между ГК и Законом от 21 июля 1997 г., поскольку п. 6 ст. 131 ГК говорит о единственном (следовательно, едином) законе. Тем не менее создание отдельного реестра для регистрации прав на воздушные суда представляется целесообразным. Порядок регистрации прав на вещи недвижимые de facto и прав на воздушные суда в практическом плане несовместимы в силу присущей тем и другим специфики. Например, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. регистрация прав всегда осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Местожительство заявителя — гражданина или место нахождения заявителя — организации значения не имеют. Понятно, что к воздушным судам территориальный принцип регистрации неприменим.

Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда. Статьей 8 Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и п. 1 ст. 33 Закона от 21 июля 1997 г. предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда никогда не производили и не производят. Так называемого «действующего порядка» просто не существует.

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, netprava.ru, yaneuch.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий