+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Предметом земельного права являются

Тема 1. Предмет и система Земельного права

1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение.

П.3 ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

2. Предмет и метод земельного права.

Предмет – это общественные отношения, которые подвергаются изучению или регулируются какой-либо отраслью права, в данном случае земельным правом.

Предметом земельного права являются:

отношения собственности, вещные и иные права на землю

экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)

отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)

договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)

отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)

отношения по защите законных прав и интересов землепользователей

отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)

охранительные земельные отношения (имеют комплексный характер, т.к. связаны с юридической ответственность)

Методы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или другими словами, это – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственников земельных участков, обеспечению рационального землепользования, охране земель, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В РФ насчитывается около 15 отраслей права, а в науке существует лишь два метода правового регулирования:

Административно-правовой метод (императивный) – заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению правовых предписаний. Например: админ-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земель, государственный надзор за охраной и использованием земель, установление публичного сервитута и т.д.

То есть адм-прав метод основывается на власти и подчинения.

Гражданско-правовой метод (диспозитивный) — основывается на равенстве сторон правоотношений, то есть участники гражданско-правовых отношений – это равноправные субъекты, независимые друг от друга, сами определяют свои права и обязанности, но они должны быть в рамках закона. Применяется при совершении сделок с землей.

Эти два метода могут применяться порой одновременно. Например, заключается договор купли-продажи земельного участка, но в процессе землепользования нарушаются нормы ЗК РФ и причиняется вред земельному участку – то в данном случае может быть применен адм-правов метод регулирования.

Задачи и принципы земельного права.

Задачи земельного права были закреплены в ЗК РСФСР 1991 года. В ЗК РФ данная статья свое отражение не нашла. На сегодняшний день на законодательном уровне задачи земельного права не закреплены и определяются наукой.

учитывать множественность субъектов права собственности на землю и множественность видов прав на земельные участки

регулировать поведение субъектов земельных отношений

устанавливать порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Защищать конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанных и использованием земельных участков.

Принципы земельного права.

Содержатся в ст.1 ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

Данный принцип установлен для реализации ч.2 ст.36 Конституции РФ.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками зем. участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Выражается в необходимом ограничении хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, т.е. собственник или землепользователь должен проводить необходимые мероприятия направленные на охрану земель.

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека при использовании и охране земель даже если это потребует больших затрат.

Согласно данному принципу все непосредственные землепользователи обязаны нести необходимые затраты.

4. участие граждан и общест. объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, обществен. объединения имеют право принимать участие в подготовке решений по охране и использованию земель, а органы гос. власти и м/с обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Однако ст.35 п.1 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части зем.участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимыми для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель с/х назначения, лесного фонда, занятых лесами защитного назначения, земель особо охраняемых природных территорий, земель занятых объектами культурного наследия и использование для иных целей ограничивается или запрещается.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. платность использования земель, согласно которому любое использование земель осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.

Это интересно:  Права истца в судебном процессе

Виды платы за землю зем.налог и арендная плата.

Исключение могут составлять публичные земельные сервитуты, налоговые льготы и право безвозмездного пользования.

8. принцип строго целевого использования земельных участков.

Целевое назначение определяется исходя из отнесения земель к той или иной категории. С.7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Нецелевое использование зем.участка влечет его изъятие.

9. принцип рационального использования означает извлечение максимальной прибыли при нанесении минимального ущерба земле.

10. разграничение госуд. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниц. образований.

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

12. принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства.

При противоречии ГК И ЗК приоритет отдается нормам земельного права.

13. иные принципы. Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства.

Понятие земельного права.

Земельное право понимается в трех значениях:

как отрасль права

как учебная дисциплина

1.Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса. Земельно-правовые нормы установлены государством для обеспечения интересов граждан, юр.л. и государства в земле, ее рациональном использовании, а также охране их прав на землю.

Земельное право – это самостоятельная и комплексная отрасль права. В качестве самострельной отрасли права земельное право возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г.

Комплексный характер данной отрасли права заключается в том, что в регулировании земельных правоотношений применяются не только нормы земельного права, но и нормы административного и гражданского права.

2.Земельное право как наука представляет собой систему научных взглядов, мнений, доктрин, выражающих представление об отрасли земельного права, в том числе от истории возникновения, становления, развития данной отрасли, а также взаимодействии норм земельного права с нормами иных отраслей права.

Данная наука изучает проблемы в правовом регулировании современного земельного законодательства через издание юридических справочников, энциклопедий, написания диссертаций и монографий.

3. Земельное право как учебная дисциплина – это система и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права.

Земельное право как отрасль права

В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права

Понятие и предмет земельного права

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы и принципы земельного права

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Это интересно:  На долгие года или годы как правильно

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Принципы земельного права

Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права. Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Предметом регулирования земельного права являются

Земельное право

7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77—103) и т.д. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.

Предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения участка в земельно-правовые отношения. Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Запомнить меня на этом компьютере Регистрация Забыли свой пароль?

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения участка в земельно-правовые преддметом. Общая часть состоит из институтов, содержащих общие положения, распространяющиеся на большинство отношений. Он многогранен имеет несколько значений.

В соответствии со ст.

Это интересно:  Согласно акта или акту как правильно

Предметом правового регулирования земельного права выступают общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель как природного ресурса, составляющего основу жизни и деятельности народов, проживающих на земельной территории ч.

Когда земля выступает как общественная часть окружающей среды, она является объектом правового регулирования различных отраслей права. Продолжить чтение как объект правового регулирования выполняет троякую роль.

В) Специфика земельных отношений

Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в почве, в связи с чем законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

Предмет земельного права

Земельный участок как объект отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Данное понятие участка следует считать основным для включения участка в земельно-правовые отношения. участок может быть делимым и неделимым.

Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

участок как объект отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие участка следует считать основным для включения участка в земельно-правовые отношения. участок может быть делимым и неделимым.

Понятие, предмет, метод и система земельного права

– постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими участками (сервитут), аренда участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками; – правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений.

Предметом регулирования земельного права являются

Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260—287 ГК РФ). Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой права.

ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, myeconomist.ru, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector