+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Соблюдение норм права отличается

Реализация права: понятие и формы

Реализация правовых норм – это фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Реализация права предполагает осуществление юридических норм в фактическом поведении субъектов. «Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям». К основным способам воздействия права на поведение людей относятся – запреты, дозволения и предписания. Запрет – требование воздерживаться от определенного действия (бездействия). Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения. Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

Реализация права связана с процессом правового регулирования, предметом и методом правового регулирования. Для каждой отрасли права определена специфика правового регулирования. Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Трем основным способам правового воздействия нормы права на поведение людей – запрету, дозволению и предписанию соответствуют три способа реализации права. Запрет осуществляется в его соблюдении, дозволение – в его использовании, а предписание – в его исполнении.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет. Соблюдение норм права связывается также не только с реализацией запрещающих норм, но и как соблюдение обязанностей, которое «всегда имеет не активный, а пассивный характер».

Использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. «Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений».Лица вправе осуществлять или не осуществлять права, предоставленные им законом (использование связано как с активным, так и с пассивным поведением субъекта). Использование выражается в осуществлении субъективных прав, с помощью которых лицо удовлетворяет свой собственный интерес, достигая определенного блага. Использование права – это реализация управомочивающих норм.

Исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия по исполнению возложенной на него юридической обязанности. Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Исполнение связано с реализацией обязывающих норм.

Особой формой реализации права является применение, связанное с властной деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц). Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется, т.е. созданы или сложились определенные препятствия для реализации права. В таком случае требуется вмешательство государственных органов. Применение санкции является только прерогативой государства.

Исходной формой реализации права является законотворчество. Конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции. По общему правилу основной формой реализации права должностными лицами государства считается применение правовых норм. Своеобразной формой реализации права является толкование правовых норм.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными средствами в известной последовательности, в определенные сроки предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено. Конечным результатом реализации права будет достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий (Хропанюк.В.Н.).

Итак, соблюдение, исполнение и использование являются основными формами реализации права, которые соответствуют характеру правил поведения, зафиксированных нормой права. Нормы права в зависимости от характера реализуются непосредственно (соблюдение права) или опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений (исполнение и использование права).

Применение как особая форма реализации права

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения».Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Правоприменительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Она является видом государственной деятельности (оперативно-исполнительной или правоохранительной формами), происходит в строго установленном законом порядке (процедуре, последовательности), в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности) и выражается в виде решения по конкретному делу (в актах применения – в исполнительных или в правоохранительных актах).

Правоприменение предполагает распространение права на отдельные жизненные обстоятельства (казусы). Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен гипотезой юридической нормы. Установление названных фактических обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности государственных органов. С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм (умозаключение), когда из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Правоприменение во всех своих формах выражается в принятии решений по конкретному делу (актов применения). В целом, применение представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под юридическую норму (общее правило поведения).

Применение права, связанное с изданием индивидуальных правовых актов, используется в основном в следующих случаях: при наличии спора о наличии и мере субъективных прав и юридических обязанностей, когда необходимо определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей, или необходимо определить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Другими словами, применение права не возникает без определенного властного волеизъявления компетентного государственного органа, когда дело невозможно решить без вмешательства государства, требуется официальное признание наличия или отсутствия юридических фактов или в случае, когда определенное общественное отношение в силу особой значимости должно пройти в обязательном порядке государственный контроль, регистрацию и т.д.

Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимается организация исполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Правоохранительная деятельность включает в себя охрану норм права от любых нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания и мер по предупреждению правонарушений.

Применение как особая форма реализации права характеризуется следующими признаками:

  • правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и должностные лица (в соответствии с законодательством);
  • деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер;
  • содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов применения);
  • применение норм права осуществляется в строго установленном порядке (в процессуальной форме);
  • делится на определенные стадии;
  • осуществляется только в случаях, очерченных законом, когда невозможно непосредственное осуществление права (реализация).

Условия применения норм права:

  • права и обязанности у субъектов правоотношения не могут реализоваться без государственно-властной деятельности. Необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица или организации;
  • существуют определенные препятствия для использования субъективных юридических прав и исполнения юридических обязанностей;
  • обязанности и предписания не исполняются добровольно;
  • если совершено правонарушение и др.

Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом, ему присущи, прежде всего, организационная и правоохранительная функции. Организационная функция связана с нормальной реализацией права. Правоохранительная функция связана с правообеспечительной реализацией права. Т.е. одновременно с организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав человека, коллективных субъектов права. Правообеспечительная функция применения состоит в обеспечении способов непосредственной реализации права (соблюдения, исполнения, использования).

Стадии применения права

Правоприменение – состоит из многих стадий, которые располагаются в определенной последовательности:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу.

Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

2. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела). На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний.

Это интересно:  Правила заполнения инвентаризационной описи

С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить – сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

  • если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;
  • если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже:
  • при коллизии между нормой федерального и республиканского закона – необходимо применять норму федерального закона:
  • в случае коллизии между общей и специальной нормой – применяется специальная.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в итоговой (резолютивной) части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальным подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). В некоторых случаях, кроме установления фактических обстоятельств дела необходимо, устанавливать и другие данные, которые не являются юридическими фактами, но влияют на правовую оценку рассматриваемых случаев (например, в процессе привлечения лица к уголовной ответственности исследуется не только состав преступления, но и социальные свойства личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, особенности личности и психологических качеств, социальная среда и др.).

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство, которое детально регулируется процессуальным законодательством, отдельными законами). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия) и т.д. В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы (суд, прокуратуру и др.).

Акты применения правовых норм

Актом применения права называется официальный правовой документ (акт), который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаками акта применения права являются следующие:

  • акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства (в нем олицетворяется авторитет и сила государства);
  • исходит от компетентных органов;
  • носит индивидуальный (персонифицированный) характер, а не нормативный характер, так как адресован конкретным субъектам, указывая в конкретном случае, кто и в каком объеме обладает определенными правами и несет корреспондирующие правам обязанности. Правоприменительный акт имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи (аналогия) не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат нормы права для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат норм права, а лишь конкретизируют общие предписания применительно к отдельным случаям. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются;
  • имеет определенную установленную законом форму. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов (необходимые реквизиты акта).

Акт применения права оформляется в письменном виде (или протокольная форма устного решения). Акты применения органов судебной власти состоят из вводной, описательной, мотивировочной (или описательно-мотивировочной) и резолютивной частей. Акты применения органов предварительного следствия состоят из вводной (обвинительной), доказательственной и справочной части. Актами применения права не являются те официальные документы, которое хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки и др.).

В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты делятся на акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных, правоохранительных органов, акты органов государственного контроля.

В зависимости от содержания правоприменительные акты подразделяются на регулятивные (определяющие конкретные юридические права и обязанности в связи с осуществлением правомерной реализации права), и охранительные (издаваемые в связи с совершением правонарушения).

Правоприменительные акты можно классифицировать также – по форме (приговоры, решения), по субъектам (акты государственных и негосударственных органов), по юридической природе (основные, связанные с окончательным разрешением дела); вспомогательные (имеющие промежуточное значение по делу), по характеру (материальные и процессуальные), по предмету правового регулирования (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые и др.).

Общее между правовым актом и актом применения права состоит в том, что они являются правовыми актами, которые принимаются и обеспечиваются компетентными органами и являются властными по своему характеру документами. Основные отличия между ними состоят в следующем: индивидуальный акт применяется на основе нормативного акта, он конкретизирует норму права применительно к отдельному случаю, отношению, носит индивидуальный характер и рассчитан на однократное применение, выступая юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения определенного правоотношения.

Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Необходимо учитывать два основных условия пробельности:

  1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
  2. должна отсутствовать конкретная правовая норма, призванная урегулировать определенные фактические обстоятельства.

Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:

  • пробел в позитивном праве (в законодательстве), когда нет каких-либо форм права, которые могли бы урегулировать данные фактические обстоятельства (ни закона, ни подзаконного акта, ни прецедента, ни правового обычая);
  • пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют и нормы закона, и нормы подзаконного акта;
  • пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в конкретном законе.

Правомерно также говорить о пробелах и в иных источниках права. Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Установление пробела связано прежде всего с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.

Для того чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты.

Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Для применения аналогии закона необходимы следующие условия:

  • имеет место общественное отношение, которое по своим признакам входит в предмет правового регулирования;
  • данное общественное отношение не урегулировано нормами права, соглашением сторон или обычаем делового оборота;
  • имеется норма права, регулирующая сходное общественное отношение;
  • отсутствует противоречие между применяемой нормой и существом отношения, подлежащего урегулированию. Например, жилищное законодательство допускает перевод пригодных для проживания жилых помещений в категорию нежилых только на условиях и в порядке, установленных Жилищным кодексом. Однако эти вопросы решаются только применительно к государственному и муниципальному жилищным фондам. Применительно к частному жилищному фонду эти же вопросы могут решаться с использованием аналогии закона.

Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона.

Это интересно:  Как правильно оформить должностную инструкцию 2019

В уголовном и административном праве аналогия исключается. В зарубежных странах применение аналогии также жестко ограничено. Отсутствие применения аналогии при привлечении к карательной (штрафной) ответственности – гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования. Необходимо также, чтобы применение права по аналогии специально предусматривалось законодательством. Таким образом, применение аналогии в целом не восполняет пробела в праве, восполнение пробелов в праве относится к компетенции правотворческих органов. В связи с процессом постоянного совершенствования законодательства применение права по аналогии становится редким исключением.

Специальный юридический анализ пробелов в праве должен опираться на учет социальных факторов, потребностей общества. В современных условиях чаще всего встречаются пробелы, связанные с незавершенностью правотворчества, недостатками законодательной техники, развитием юридической практики. Наличие пробелов – не всегда есть свидетельство недостатков права, а чаще свидетельствует о динамике права (конструктивные пробелы). Пробелы в праве в итоге обязательно должны быть ликвидированы правотворческим органом, но до этого момента они могут быть восполнены путем аналогии на основе прямых указаний закона, во избежание правоприменительного произвола. Особым способом применения аналогии является субсидиарное применение закона (применение норм одних отраслей и институтов права к отношениям, регулируемым другими отраслями и институтами). В любом случае в процессе применения аналогии необходимо учитывать системные связи права.

Соблюдение норм права отличается

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА — воплощение предписаний норм права в поведении людей. Выделяют четыре формы Р.н.п.: 1) соблюдение воздержание от поступков, запрещенных действующими нормами; 2) исполнение совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей… … Юридическая энциклопедия

НОРМ ПРАВА РЕАЛИЗАЦИЯ — РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

НОРМ ПРАВА РЕАЛИЗАЦИЯ — (см. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВА НОРМ РЕАЛИЗАЦИЯ — РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА — РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

ПРАВА НОРМ РЕАЛИЗАЦИЯ — (см. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА — (см. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА — процесс воплощения правовых норм субъектами права. К формам Р.п. относятся: а) соблюдение норм права; б) исполнение норм права; в) использование норм права; г) применение норм права. Соблюдение норм это такая форма их реализации, которая… … Юридический словарь

Реализация права — (англ. realization of law) в теории права претворение, воплощение норм права в практической деятельности организаций, гос ных органов, должностных лиц и граждан. Традиционно принято различать 4 формы Р.п. соблюдение, исполнение, использование и… … Энциклопедия права

реализация — и; ж. [от лат. realis вещественный] к Реализовать и Реализоваться. Практическая р. плана, проекта. Р. творческих замыслов. Р. товаров по договорным ценам. Р. ценных бумаг в сберкассах. Создавать товары ради их реализации. Задержка в реализации… … Энциклопедический словарь

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Понятие реализации норм права и ее основные формы

Роль права состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей — объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.

Реализация правовых норм — такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей требований, выраженных в общей форме в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом собственные потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К ним относятся осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, наступающими в случае нарушения юридической обязанности, — лишение определенных благ, непосредственное принуждение.

Формы реализации норм права

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права (рис. 30.1):

  • 1) соблюдение(воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);
  • 2) исполнение(совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);
  • 3) использование(осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);
  • 4) применение(активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).

Рассмотрим каждую из форм подробнее.

Рис. 30.1. Формы реализации норм права

Соблюдение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть правомерным, неправомерным либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, его первая и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

во-первых, это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;

во-вторых, это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в-третьих, она касается главным образом правовых запретов;

в-четвертых, осуществляется она вне конкретных правоотношений;

в-пятых, происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

Исполнение

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них позитивные обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы (например, граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей). Специфика данной формы состоит в том, что она, во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Использование

Это такая форма реализации права, когда субъекты по собственному усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право- и дееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.)2.

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов: достаточно того, что разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие упомянутых органов или должностных лиц. Требуется вмешательство надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут реализовываться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

Соблюдение норм права отличается

Реализация норм права — это воплощение установленных правовых норм в деятельность субъектов права через выполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав, соблюдения запретов, применение норм прав.

Использование — это форма реализации полномочных правовых норм, которая заключается в активной или пассивной поведении субъектов, осуществляется ими по их собственному желанию (например, реализация законодательства ва о праве на высшее образование.

Исполнение — это форма реализации обязательственных юридических норм, которая заключается в активном поведении субъектов, осуществляется ими независимо от их собственного желания (например, реализация законодавст тва о государственных налоги.

Соблюдение — это форма реализации запрещающих юридических норм, которая заключается в пассивном поведении субъектов, воздержании от запрещенных действий (например, не нарушение водителями транспортных средств ограничений ежедн к скорости движения на автомагистралях.

Субъекты использования, выполнение и соблюдение — негосударственные и общественные объединения, их органы, должностные лица и граждане (также иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным грома адянством). Эти формы еще называют формами непосредственной реализации, так как субъекты права реализуют предписания правовых норм непосредственно и самостоятельно в процессе своей деятельности с целью достижения мат ериальних или идеологических результатев.

Применение норм права является особой формой его реализации. Это государственно-властная и организационная деятельность компетентных органов государства и должностных лиц по реализации правовых норм относительно конкретных же жизненных случаев через вынесение индивидуально-конкретных правовых приказов (предписаний).

Для этой формы реализации характерны следующие специфические признаки:

а) этот вид деятельности осуществляется компетентными органами, которые наделены государственно-властными полномочиями;

б) применение права осуществляется в строго определенных законом процессуальных формах;

в) эта форма имеет государственно-властный характер — решение принимается на основании одностороннего волеизъявления компетентного органа; правовые предписания обязательны к исполнению, а в случае необходимости обеспечь слышатся принудительной силой государства

Это интересно:  Социологическая теория права плюсы и минусы

г) это организующая деятельность, поскольку создает соответствующие условия для полной реализации правовых норм;

г) она отражает элементы творчества, что означает неформальность решение в каждом конкретном случае;

д) содержание деятельности состоит в вынесении индивидуально-конкретных, обычно обязательных к исполнению, решений, по сути отличаются от правовых предписаний общего характера (т.е. нормативно о-правовых актов)

е) в этой деятельности органы правоприменения выступают субъектами управления, лица, в отношении которых применяется право, — объектами управления; вынесены решения (правоприменительные акты) — средствами управлять. Инн.

Случаи реализации права в форме применения:

— когда правоотношения не могут возникнуть у субъектов права без государственно-властной деятельности компетентных органов государства или их должностных лиц (призыв на действительную военную службу, зачисление в нав учебного заведения, занятия новой должности)

— при наличии спора или каких-то преград на пути к осуществлению субъективного права (раздел имущества супругов в судебном порядке, спор по поводу права на наследство);

— когда лицо привлекается к юридической ответственности за совершенное правонарушение

В правоприменительной деятельности предъявляются следующие требования:

— законность (осуществление в строго установленном законодательством порядке);

— обоснованность (вынесение решения на основании полного и всестороннего изучения обстоятельств дела);

— целесообразность (учет особенностей конкретной ситуации, при которой происходит правоприменения, а также особенностей лица, в отношении которого выносится решение);

— справедливость (решение принимается на основании норм права, но учитываются и существующие в обществе нормы морали). Правоприменительная деятельность осуществляется в несколько стадий:

а) анализ фактических обстоятельств юридического дела или установление юридически значимых фактов (определение времени, способа, места действия, размера убытков, психологическое отношение субъектов к совершенному т.д.);

б) выбор, анализ и толкования правовой нормы (на этой стадии происходит выбор правовой нормы или юридическая квалификация оценки конкретной жизненной ситуации со стороны права. Затем делается анализ по подлинности правовой нормы, изучается и разъясняется ее содержание);

в) принятие решения (эта стадия предусматривает вынесение субъектом правоприменения индивидуально-конкретного решения о взаимные права и обязанности лиц, которые могут или должны реализовать норму прав ва. Такое решение должно иметь свое внешнее выражение в устной или письменной форме, которая является наиболее распространенной. Письменная форма предусматривает издание правоприменительного акта, где находит свое закрепление решения компе тентного органну.

. Правоприменительный акт — это индивидуально-конкретный, государственно-властное предписание, вынесенное соответствующим органом вследствие решения юридического дела

Элементы правоприменительного акта; вводная часть, констатирующая часть, мотивировочная часть, резолютивная часть. Некоторые акты органов государственного управления могут состоять только из одной резолютивной ч части (например, резолюция директора завода на заявлении работника о предоставлении материальной помощи).

Виды правоприменительных актов: а) по субъектам издания — акты органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), акты контрольно-надзорных государственных и негосударственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц и акты политических партий и общественных организаций б) по способу организации общественных отношений, подлежащих регулированию, — регулятивные и правоохранительные, в) по форме внешнего выражения — устные, конклюдентные и письменной.

Важным элементом правоприменения на стадии квалификации (когда выбирается и выясняется легитимность правовой нормы) является толкование правовой нормы

Толкование права является одной из традиционных проблем юридических наук. Эта проблема связана с интересами государства и общества, их выражением и защитой. На современном этапе толкования норм права является важным м политико-юридическим инструментом выявления точного содержания правва.

Вот почему во толкованием правовых норм, и прежде, всего закона, следует понимать не что иное, как разъяснение содержания правовой нормы. Иными словами, это такое разъяснение, которое имеет юридическое значение и которые им могут руководствоваться все органы и лица, применяющие законную норму.

Под толкованием, во-первых, следует понимать процесс мышления, что происходит в сознании лица, применяющего правовую норму, уяснение смысла правовой нормы и ее объяснение. Во-вторых, толкование — это в выраженный вне разъяснение содержания правовых норми.

Следовательно, толкование норм права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению и разъяснения содержания норм права в целях их правильной реализации, которая может выражаться в особом ак кт.

Существуют различные виды и способы толкования зависимости от субъектов различают официальное и неофициальное толкование, что может быть общим и казуальным

Общее толкование рассчитано на всякое проявление регулирования правовой нормой общественных отношений независимо от единичных конкретных особенностей и распространяется на поведение всех возможных участников этих отношений. Его часто называютнормативным»толкованием.

Нормативное (общее) официальное толкование не ведет к созданию правовых норм, оно только выясняет содержание существующих правил поведения. Не считается толкованием издания приказов или инструкций о в применения какого-либо закона или указа, поскольку последние являются нормативными актами и сами обуславливают правовые правила поведенияи.

Казуальное (индивидуальное) толкование касается конкретного, единичного проявления упорядоченных правовой нормой общественных отношений, конкретного»казуса», что определяется конкретными обстоятельствами дела. В. Оно не имеет общего значения, не распространяется на другие проявления общественных отношений и других участников. Казуальное толкование может быть также официальным, но не имеет общего значения, а сводится только к толкованию правовой нормы с учетом ее применения в конкретном случае; например, когда судья толкует правовую норму при решении конкретной делви.

Официальное толкование может быть аутентичным, легальным и ведомственным. Оно дается компетентным органом или должностным лицом на основании служебного долга и имеет юридически значимые последствия

Аутентичное толкование производится тем органом, который создал определенную норму права. Оно является наиболее компетентным и авторитетным, поскольку орган, создавший правовую норму, может точно раскрыть ее содержание

Легальное толкование правовых норм дается специально уполномоченным на то органом

Ведомственное толкование осуществляется руководством центрального учреждения ведомства, когда оно дает официальный ответ на запросы подведомственных организаций и предприятий по поводу трактовки и применения отдель емих полномочий и правительственных нормативных актов. Его сила ограничивается сферой деятельности ведомства.

При всех этих разновидностей общего официального толкования оформляются соответствующие юридические документы, которые называются актами толкования. Эти акты нормами не создают: они служат своеобразным приложением до нормативного акта, нормы которого толкуются. В пределах компетенции интерпретатора они общеобразовательную силу в тех сферах, на которые распространяютсяся.

В рамках официального казуального толкования следует различать:

а) толкование правоприменителя, отражено в правоприменительном акте, подпадающего под его юридическую силу и является обязательным для участников тех конкретных общественных отношений, по поводу которых выносится я правоприменительные решения (приговор, постановление и др.)

б) толкование лиц, являющихся официальными участниками правоприменительного процесса. Они фиксируются в материалах такого процесса, имеют определенное юридическое значение, поскольку правонарушитель обязан его вос йняты и в случае несогласия привести мотивы отклонения толкования высшем по иерархии органа, который проверяет законность и правомерность правоприменительного акта с конкретного юридического дела. Находясь в меж ах компетенции этого органа, оно считается обязательным для всех участников делви.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое неуполномоченным субъектом, а потому лишено юридической силы и не влечет юридических последствий. Его разделяют на доктринальное, компет тентне и обыденное. По форме оно может быть как устным, так и письменнымим.

Неофициальное доктринальное толкование — это научное разъяснение правовых актов, содержания и целей правовых норм, содержится в теоретических планах, научном анализе права в монографиях ученых, научно-практической политических комментариях. Когда речь идет о доктринальное толкование, то подразумевается научный характер и степень систематизации правовой идеологии. Оно может быть систематизированным и несистематизированнымиим.

Систематизированное толкование представляет собой высшую степень научной разработки вопросов права

несистематизированными толкование выражается в научных гипотезах, идеях, требующих проверки, доповняльнои аргументации, сведения к системе, например через организацию дискуссий, конференций и т.п.

Компетентное (профессиональное) толкование дается юристами (например адвокатами). Профессиональное толкование осуществляется также членами самоуправляемых негосударственных организаций, для которых разъяснение содержания закона является является профессиональным обязательнымм.

Обыденное толкование дается лицами, которые выражают этим правовые чувства, эмоции, представления, волнения и мысли в их повседневном общении под действием права. Такое толкование имеет большое значение в практике и соблюдение гражданских прав, при исполнении ими гражданских обязанностей, а также в осуществлении ими их субъективных прав.

По объему различают адекватное (буквальное), ограничительное (суженное) и распространено (расширенное) толкование

Адекватное (буквальное) толкование имеет место тогда, когда содержание и письменное изложение нормы права совпадают

Ограничительное (суженное) толкование — это содержание нормы права узкий по ее буквальное значение

Распространенное (расширенное) толкование-это содержание нормы права шире его буквальное значение

Различают также способы толкования, а именно: а) языковое (грамматическое) выяснение содержания правовой нормы через опыт. ЕЕ словесного формулировки основании лексических, морфологических, синтаксических норм как вознавства б) логическое уяснение смысла правовой нормы благодаря непосредственному использованию законов и правил формальной логики в) систематическое выяснения содержания правовой нормы в зависимости от места его приходится правовая норма в системе других норм права, а также в зависимости от ее связей с другими нормами институтов и отраслей права г) историко-политическое выяснение сущности правовой нормы на основе д ослидження процесса его принятия при определенных исторических условиях г) телеологическое (целевое) — анализ сущности правовой нормы через выяснение ее цели д) специальное юридическое — анализ нормы, содержащей юриди. ЧНУ терминологию, понимание ее конструкции с позиции юридической науки, техники и практик.

Статья написана по материалам сайтов: dic.academic.ru, studme.org, uchebnikirus.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector