+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Содержание принципов права социального обеспечения

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Содержание принципов права социального обеспечения

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). В конституционной норме употреблена формулировка — «каждому гарантируется социальное обеспечение». Ее содержание означает, что право на социальное обеспечение не может ограничиваться, например, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам дискриминационного характера, запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Временно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение, но основанием для этого являются соответствующие международные договоры. Беженцам предоставляются те виды социального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам»).
Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они предоставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом возраста и наличия трудового стажа установленной продолжительности.
Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услуги в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Эти фонды являются самостоятельными финансовокредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «внебюджетными».
Денежные средства фондов формируются, как уже было сказано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды пополняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фонды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физических и юридических лиц.
Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые договоры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.
В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачиваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболевания или по случаю потери кормильца, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным и др.
Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, государственных и общественных организаций, личные средства граждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохранения направляются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного медицинского страхования за счет отчислений страхователей в территориальные фонды ОМС.
Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рождении ребенка. Из этих же средств выплачиваются пособия на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, из средств Фонда осуществляется частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, дотирование и финансирование лечебного (диетического) питания, внешкольное обслуживание детей и т. д.
Финансирование же пенсий и пособий для военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работников бюджетной сферы производится за счет средств бюджетов разного уровня. Из этих же бюджетов направляются средства на выплату пособий студентам и лицам с доходами ниже прожиточного минимума.
Дифференциация условий и уровня социального обеспечения заключается в применении специальных норм, устанавливающих дополнительные права по социальному обеспечению для отдельных категорий граждан, которые не имеют возможность реализовать общую для всех правовую норму или имеют особые заслуги перед государством.
Так, дифференциация необходима для выравнивания материального положения отдельных групп граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите (например, лиц, чьи доходы ниже прожиточного минимума).
Дифференциация также способствует восстановлению полноценного общественного статуса социально незащищенных групп населения (например, инвалидов).
Что касается предоставления льгот, то их получателями являются пенсионеры, ветераны, инвалиды I и II групп, Герои СССР и РФ, участники Великой Отечественной войны, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др. Основанием для льгот являются специальные нормы, предусмотренные отдельными законами.
Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступлении всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудового увечья, потери кормильца, накопления определенного трудового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуждаемости и т. д.
Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государственные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подобные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Принципы права социального обеспечения

Понятие принципов права и их классификация

Проблема принципов права — одна из тех, которые широко дискутируются как в общетеоретической, так и в отраслевой литературе. Концептуальные подходы к данной проблеме в общей теории права имеют важное значение и на отраслевом уровне.

Один из главных вопросов, приковывающий внимание ученых-правоведов, это вопрос о понятии принципов права, их назначении в жизни гражданского общества и государства. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент». Другие считают, что в принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. «Принципы — как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

Это интересно:  Передача тс лицу не имеющему права управления

Что же понимается под принципами права? К числу общепризнанных положений относится понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, характеризующего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

Естественно возникает вопрос: на каком этапе формирования права такая идея начинает выполнять роль принципа права? Ответ на этот вопрос предопределен неоднозначностью взглядов на то, что есть само право, а также актуальностью проблемы соотношения права и закона. Некоторые признают, что основополагающая идея может выступать в качестве правового принципа и до закрепления ее в норме права, играя роль ориентира в формировании права, поскольку «эволюция права идет от идей к нормам, затем через реализацию норм — к общественной практике. И вот начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет, направляет развитие права». Следовательно, принципы права могут «начать жить» и до принятия норм права, сущность которых они определяют.

Другие, понимая под принципами права основные идеи, исходные начала, также указывают на проявление их в процессе формирования, развития и функционирования права и отражение их прежде всего в нормах права. При этом подчеркивается, что принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они имеют общеобязательный характер, и от степени их соблюдения в прямой зависимости находится стабильность и эффективность правовой системы.

Третьи рассматривают принципы права в качестве источника права.

Однако преобладающей точкой зрения является признание того, что принципы права находят свое закрепление в нормативных актах, нормах права. При этом они либо прямо закрепляются в норме права, либо, минуя прямое закрепление, принцип выводится из содержания множества норм, т. е. из содержания норм права. Принципы — нормы и принципы, выводимые из норм, — составляют, по мнению Р.З. Лившица, две разновидности принципов права.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические.

К специально-юридическим принципам обычно относят: принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и др.

Помимо указанной выше классификации, принципы права под разделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или только на одну отрасль, либо отражают основополагающие идеи, руководящие начала норм права, образующих самостоятельный институт отрасли (внутриотраслевые принципы).

С учетом данного критерия принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, сущностные особенности и черты, называются общими принципами.

Общие принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.).

К ним относятся такие принципы, как: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации; право каждого на жизнь; гарантированность каждому судебной защиты прав и свобод; право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости; гуманизма; законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе; связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов; единства юридических прав и обязанностей; демократизма.

Будучи общими, перечисленные выше принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права. Так, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, каждому гарантируется достойный уровень жизни. Реализация этого принципа в сфере социального обеспечения — одна из острейших социальных проблем, требующих незамедлительного решения путем как принятия соответствующих экономических мер, так и их правового опосредования в нормах соответствующих законов.

Наряду с общими принципами, как указывалось выше, выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся прежде всего трудовое право и право социального обеспечения.

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность. Реализация этих принципов в общественной практике возможна также посредством норм права, в связи с чем они могут перерасти в принципы права, общие для тех отраслей, через нормы которых проводится в жизнь социальная политика государства.

Следующий уровень принципов права — это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права, некоторые ученые убедительно обосновывают необходимость выделения также и внутриотраслевых принципов, т. е. принципов отдельных институтов отрасли. Например, в праве социального обеспечения можно раскрывать сущность пенсионного обеспечения, социального обслуживания через соответствующие основополагающие идеи, которые пронизывают содержание норм права соответствующих институтов этой отрасли.

Содержание принципов права социального обеспечения

Специфика принципов права социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены, в связи с чем как в советское время, так и сейчас они выделяются по так называемому остаточному принципу. В силу этой реальности многие основополагающие идеи, закрепленные в праве социального обеспечения еще до начала экономических реформ в стране, так и остались нереализованными, а некоторые уже в постсоветский период перестали быть даже ориентирами в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Так, в прошлом к числу принципов права социального обеспечения относился такой принцип, как предоставление социального обеспечения в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития государства. Этот принцип не был реализован ни в советский период, ни тем более сейчас, когда уровень жизни тех, кто находится в орбите права социального обеспечения, снизился за последние несколько лет в гораздо большей степени, чем занятого населения, и продолжает неуклонно снижаться.

Проблеме принципов права социального обеспечения уделено много внимания как в специальной, так и в учебной литературе. Анализ высказанных точек зрения по данному вопросу свидетельствует об отсутствии единого подхода к формулировке принципов данной отрасли и к количественному их определению. Это, очевидно, объясняется различным подходом к выявлению сущностных свойств норм права социального обеспечения. Кроме того, в некоторых случаях к принципам отрасли относят принципы организации и финансирования социального обеспечения, т. е. принципы иных отраслей права (административного, финансового), которые хотя и тесно связаны с принципами права социального обеспечения, но отражают основополагающие идеи отраслей, предметом которых являются совсем иные общественные отношения. К числу таких принципов можно отнести, например, принципы осуществления обязательного социального страхования, закрепленные в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

Зачастую до сих пор к принципам права социального обеспечения относят те принципы, которые характерны лишь для отдельных правовых институтов этой отрасли. Так, В. Ш. Шайхатдинов отраслевым принципом считает связь, как правило, обеспечения с трудом. Между тем этот принцип не охватывает всю систему социального обеспечения (он не касается пособий в связи с наступлением некоторых обстоятельств, пособий на детей, социальных пенсий, многих видов социального обслуживания и ряда социальных льгот).

К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.

1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, т. е. реализовать право на социальное обеспечение, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в Конституции Российской Федерации. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.

Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

Это интересно:  Как правильно снять квартиру на длительный срок

Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата, иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы, осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

Это интересно:  Как правильно снять квартиру чтобы не обманули

Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях — с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.

Содержание принципов права социального обеспечения

Внутреннее единство и взаимосвязь норм права социального обеспечения находит выражение в принципах данной отрасли права.

Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Содержание принципов права социального обеспечения официально не закреплено в законодательстве, поэтому ученые, занимающиеся исследованиями в данной области права, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения.

Например, Е. Е. Мачульская и Ж. А. Горбачева называют следующие основные принципы:

  • • всеобщность права на социальное обеспечение;
  • • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • • комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом;
  • • адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека [1] .

С. И. Кобзева наряду с всеобщностью и дифференциацией называет еще ряд принципов [2] :

  • • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • • многообразие видов социального обеспечения;
  • • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова называют такие принципы, как:

  • • всеобщность социального обеспечения;
  • • предоставление социального обеспечения работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;
  • • установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;
  • • многообразие оснований и видов социального обеспечения;
  • • дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;
  • • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав [3] .

Т. С. Гусева, говоря о конституционных принципах права социального обеспечения, выделяет следующие принципы:

  • 1) всеобщность социального обеспечения;
  • 2) гарантированность социального обеспечения;
  • 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в сфере социального обеспечения;
  • 4) финансирование социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения [4] .

Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полноту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

  • 1) всеобщность и доступность социального обеспечения;
  • 2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
  • 3) предоставление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны;
  • 4) осуществление социального обеспечения за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды, средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц);
  • 5) дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств.
  • 1. Всеобщность и доступность социального обеспечения.

Этот принцип вытекает прежде всего из норм Конституции РФ, ст. 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работа.’! (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию в соответствии с этим законом имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.

Принцип доступности социального обеспечения находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку — получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому — социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

2. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения.

Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются. Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

В праве социального обеспечения России к числу таких обстоятельств относятся, например, следующие: старость (т.е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение. В последнее время появились такие новые обстоятельства, как заражение ВИЧ-инфекцией, участие в борьбе с терроризмом и др.

Для некоторых видов социального обеспечения перечень таких обстоятельств закрепляется в законодательстве. Так, Закон о социальном страховании называет виды социальных страховых рисков и страховые случаи, при наступлении которых осуществляются выплаты страхового обеспечения по данному Закону: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной (пенсии, пособия, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, средства передвижения, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание па дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, для детей) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг И Т.Д.).

3. Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны.

В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 7 Конституции РФ провозгласила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Между тем обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то минимальные нормы обеспеченности, которые государство может гарантировать своим гражданам.

Долгое время в качестве социального стандарта обеспеченности в нашей стране применялась такая величина, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому определялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине был очень мал и не мог обеспечить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяется прожиточный минимум.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [5] . Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина для основных социально- демографических групп населения [6] в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

1. Продукты питания

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Статья написана по материалам сайтов: txtb.ru, be5.biz, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector