+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования:

  • обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Правовая система и механизм правового регулирования соотносятся как целое (правовая система) и часть (механизм правового регулирования) , ибо правовая система — более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология».

Основные элементы механизма правового регулирования:
    1. норма права;
    2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
    3. правоотношение;
    4. акты реализации прав и обязанностей;
    5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

    1. формулирование общего правила поведения, модели (результат — норма права);
    2. определение специальных условий (юридических фактов) действия правила поведения;
    3. установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных;
    4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
    5. издание охранительных правоприменительных актов (факультативная).

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель) , которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется

    • круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным,
    • прогнозируются препятствия этому процессу,
    • прогнозируются возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).

Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий , при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый «последний момент». Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной . Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Это интересно:  Согласно расписания или расписанию как правильно

Стадии механизма правового регулирования

Использование в определенном порядке тех или иных элементов механизма характеризует процесс правового регулирования. Он может быть простым и сложным.

Простой процесс правового регулирования предполагает использование только одного государственно-властного акта — нормативно-правового. Индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложный процесс правового регулирования предполагает наличие двух актов государственно-властного характера, один из которых — нормативно-правовой, а другой — акт применения норм права (индивидуальный акт). Его стадии зависят от правового поведения субъекта — правомерного или неправомерного.

Рассмотрим сложный процесс правового регулирования.

1. Первая стадия механизма правового регулирования — стадия общего действия правовых норм. На этой стадии происходит определение содержания и формулирование границ поведения субъекта, условий возникновения прав, обязанностей, полномочий, ответственности и т. д. (Вступает в действие механизм правотворчества).

Например, действие механизма по пенсионным делам возможно только при наличии нормы права, объективированной в законе о пенсиях. Однако, как общее правило, данная норма не решает вопроса о том, кому именно будет начислена пенсия. Для этого решения нужны дополнительные юридические действия, осуществляемые на второй стадии.

2. Вторая стадия механизма правового регулирования связана с возникновением конкретных субъективных прав и обязанностей, т.е. с возникновением правоотношения. Необходимым условием этой стадии выступает юридический факт (система фактов), с которым нормы права связывают наступление юридических последствий. (Вступает в действие механизм реализации норм права).

Действие механизма по пенсионным делам начинается после обращения гражданина С. в учреждение социального обеспечения и вынесения решения о назначении ему пенсии на основе общей юридической нормы.

Вынесение индивидуального предписания о назначении пенсии означает индивидуализацию общих правил применительно к конкретному лицу. При помощи индивидуально-правового акта за участниками регулируемых отношений закрепляется соответствующее субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

С принятием решения о назначении пенсии гражданину С. (индивидуально-правовой акт) он становится носителем субъективного права на получение пенсии, а орган социального обеспечения приобретает субъективную обязанность начислить и выплачивать ему пенсию (правоотношение). Из приведенного примера следует, что реализацией субъективного права гражданина на пенсию является её получение, а реализацией субъективной юридической обязанности органа социального обеспечения является выдача пенсии.

При правомерном поведении субъектов правовое регулирование исчерпывает себя механизмом реализации норм права.

3. Третья стадия механизма правового регулирования — применение санкций правовой нормы — возникает в случаях неправомерного поведения субъекта. Правовым основанием этой стадии является правонарушение, а также нормы права, устанавливающие санкции за совершенные правонарушения и определяющие порядок применения ответственности. Государственные органы и должностные лица реализуют свою компетенцию путём расследования обстоятельств совершения правонарушения, установления и наказания виновных, а другая сторона — правонарушители — претерпевает лишения государственно-властного характера за совершенные правонарушения. (Вступает в действие механизм возложения юридической ответственности).

Представим основное из сказанного в виде схемы трех стадий механизма правового регулирования:

1. Механизм правотворчества

Основным элементом этой стадии является норма права, которая выступает как «регламентатор» общественных отношений. Регулятивные (дозволяющие, обязывающие, запрещающие), охранительные и специализированные нормы — составные элементы нормативной основы правового регулирования.

— это стадия существования права вне правоотношений, стадия разработки юридических норм, установления модели поведения, правового статуса лиц, учреждений, органов государства.

2. Механизм реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей

Основными элементами этой стадии являются правоотношение, акт непосредственной реализации прав и обязанностей (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав), акт опосредованной реализации прав и обязанностей (применение права). Правоотношение выступает как «конкретизатор» общих требований юридических норм применительно к конкретным субъектам, а акт реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей — как «реализатор» конкретных предписаний правовых норм применительно к конкретным субъектам.

— это стадия перехода от общих дозволений правовых норм к конкретной модели поведения конкретных субъектов. Выражается в совершении дозволяемых действий и в воздержании от запрещенных действий (активный и пассивный варианты правомерного поведения). Это активная сторона правового регулирования, при которой возможны два процесса реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей: 1) вступление в правоотношение по желанию и воле их участников (заключение договора) — простой; 2) вступление в правоотношение на основе правоприменительного акта, нередко помимо воли и желания участников (решение суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей) — сложный.

3. Механизм возложения юридической ответственности (или государственного принуждения)

Основными элементами этой стадии являются акты применения норм права, устанавливающие юридическую ответственность конкретного лица за конкретное правонарушение. Это охранительные правоприменительные акты. Реализатором принуждения применительно к конкретным субъектам на основании санкций правовых норм выступает государство в лице уполномоченных органов.

— это стадия реализации конкретных мер юридической ответственности, применяемых в случае совершения противоправного поведения. Она наступает на следующих правовых основаниях: фактическое основание (правонарушение), нормативное основание (норма права, устанавливающая санкцию за совершенное правонарушение), процессуальное основание (возложение юридической ответственности, ее вид и мера).

Стадии механизма правового регулирования (вариант правомерного поведения) можно представить в большем количестве, разбив вторую стадию в предложенной схеме на следующие:

• возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

• непосредственная реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

• применение права (как факультативная — возможная, но не обязательная стадия).

В качестве элементов, обеспечивающих динамическую сущность механизма правового регулирования, определяющих движение реальных правоотношений, выступают юридические факты.

Режим благоприятствования механизму правового регулирования обеспечивается законностью, государственной дисциплиной, которые, вместе с правосознанием и правовой культурой, обязательны на протяжении всего его действия.

Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:

нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;

способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т. е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения.

Это интересно:  Как правильно заверить копию документа 2019

А. В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но некоторые элементы выделены в самостоятельную стадию.

С. С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент. В юридической литературе чаше всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Различия в позициях отдельных ученых состоят главным образом в том, что в качестве факультативной называют не стадию правоприменения, а правоприменение именно охранительного характера. Не всегда в качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов.

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия — формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С. С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) правоотношения, в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

Третья стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода — правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеют возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы механизма правового регулирования. Ими выступают:

  • 1. Нормы права, или нормативная основа регулирования. Они устанавливают общее правило или модель поведения, а также определяют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы права — запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная и др. — зависит характер поведения субъектов права.
  • 2. Правоотношение, которому предшествуют юридические факты. Последние, по существу, включают в действие весь механизм правового регулирования и вызывают возникновение правоотношений определенного вида. В правоотношении общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам и в нем фиксируются субъективные права и обязанности сторон.
  • 3. Акты реализации прав и обязанностей представляют собой фактическое поведение участников правоотношений. Этим элементом завершается действие механизма правового регулирования, если достигается упорядоченность общественных отношений, т. е. устанавливается правопорядок, или обеспечивается тот результат, на который направлена воля законодателя. Однако если этот результат не достигнут, то в качестве элемента механизма правового регулирования могут быть использованы акты правоприменения, которые гарантируют осуществление прав и обязанностей.

Процесс правового регулирования сопровождается определенными методами и способами. Напомним, что метод правового регулирования — это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Различают властно-императивный (авторитарный) метод, основанный на централизованном регулировании «сверху вниз» (административное, уголовное, уголовно-исполнительное право), и автономный, или децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений являются равноправными партнерами (гражданское, семейное право).

Способы регулирования — это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования: а) запрещение;

  • б) дозволение; в) обязывание; г) рекомендации; д) поощрения и др. В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования. Их существует два:
    • 1) общедозволительный, который основан на принципе «дозволено все, кроме. », т. е. субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом;
    • 2) разрешительный, основу которого составляет принцип «запрещено все, кроме. », т. е. субъекты могут совершать только действия, которые разрешены нормами права. Но в ряде случаев при этом требуется соответствующее разрешение компетентного органа.
Это интересно:  Право на неприкосновенность частной жизни включает

Некоторые ученые подчеркивают большую роль в механизме правового регулирования правосознания и правовой культуры (В. В. Лазарев и

С. В. Липень). Например, отмечается, что механизм правового регулирования оказывает серьезное влияние на формирование мотивов поведения участников общественных отношений. В психике людей по-разному работают обязывания, запреты, дозволения: в одних случаях они вызывают побудительные мотивы правомерного поведения, в других — напротив, могут побуждать к совершению правонарушений.

Правовое регулирование имеет свои пределы, так как воздействие права на общественные отношения не может быть безграничным. Вообще право не может быть выше, чем экономический строй общества и обусловленное им культурное развитие. Воздействовать с помощью права на поступки и действия людей можно лишь в той мере, в какой эти поступки и действия подвластны сознанию человека. Человек помимо своих действий безразличен для права. Лишь его поступки подлежат оценке права с точки зрения их правомерности или неправомерности.

Важно также иметь в виду, что предметом правового регулирования могут выступать не любые общественные отношения. Выделяют три группы общественных отношений, которые составляют сферу правового регулирования. Первая группа — отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка.

От предмета регулирования зависят особенности, способы, средства и методы правового воздействия, а также интенсивность правового регулирования, т. е. степень охвата правовым воздействием круга общественных отношений, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы государственного принуждения и другие характеристики.

Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее элемента:

  • 1) нормативную основу,или нормы права,выражающие главные способы воздействия права, — дозволения, запреты, связывания;
  • 2) способы реализации,которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения.

С. С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: 1) юридические нормы; 2) правоотношения; 3) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; 4) индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент. В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются его стадиями.

Первая стадия — формирование нормативной основы — включает процесс создания и общее действие юридических норм. Нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава). В ее рамках стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Данной стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой правоотношения невозможны. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не существует правоотношений. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он в свою очередь не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу. В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами. При этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в пользу управомоченного.

Третья стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создастся препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода — правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

Статья написана по материалам сайтов: studentu.info, studref.com, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector