Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания. Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Институт народных заседателей стал известен российскому судопроизводству, которое начало формироваться в 1917 г. В наши дни народные заседатели избираются (назначаются) из числа граждан, достигших 25-летнего возраста (для военных судов народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, не достигших 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.

Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях. Срок полномочий — до пяти лет (подробнее об избрании (назначении) народных заседателей см. § 6 гл. XII).

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. В ноябре 1991 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды стали функциониро­вать в пяти субъектах Федерации после 1 ноября 1993 г. С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации про­изошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде.

Предполагается, что со временем суды присяжных будут дейст­вовать на всей территории Российской Федерации. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окруж­ных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного суда РФ (см. § 4 гл. VII учебника).

Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседате­лям, избираться населением или сослуживцами. Их положено отби­рать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного). На начальных этапах отбор производится путем случайной выборки из списков избирателей районов (городов) созда­ваемыми местной администрацией комиссиями. На последующих этапах, когда появляется необходимость подобрать присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. И на этом этапе отбо­ра присяжных пользуются методом случайной выборки или жере­бьевкой (подробнее об отборе присяжных заседателей см. § 6 гл. XII).

От народных заседателей присяжные отличаются также и пре­доставленными им по закону правами. Основное отличие — они впра­ве принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчаю­щих его ответственность, и т.д.), а также и том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осуж­денному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголов­ному делу, присяжные не участвуют.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен.

В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Сравнительно новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 г. Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов Российской Федерации (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена «постоянная прописка» во всех российских арбитражных судах.

Это интересно:  На долгие года или годы как правильно

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов (о требованиях, предъявляемых к таким заседателям, порядке наделения их полномочиями, условиях привлечения к рассмотрению конкретных дел см. § 3 гл.1Х и § 6 гл. XII учебника).

Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться не так уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения и защиты. Общественные обвините­ли и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т.д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.

Представители общественных объединений и трудовых коллективов наделены определенными возможностями участия в разбирательстве и гражданских дел в судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спир­тными напитками или наркотиками, и т.д.

Участие граждан в отправлении правосудия

1. Арбитражного заседателя.

2. Народного заседателя.

3. Присяжного заседателя.

4. Защитника (второго защитника).

5. Представители общественных организаций и трудовых коллективов — при разбирательстве в судах гражданских дел.

6. Гражданина, поручившегося за должное поведение подсудимого.

7. Гражданина, обратившегося в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Арбитражный заседатель — при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала.
Соответственно он вправе:
1. Непосредственно исследовать доказательства по делу:
— ознакомиться с письменными доказательствами,
— осмотреть вещественные доказательства,
— заслушать объяснения лиц, участвующих в деле,
— показания свидетелей,
— заключения экспертов,
— огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.
2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.
3. Участвовать в голосовании по решению.
4. Изложить в письменном виде особое мнение.

Народный заседатель — при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по уголовным и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов. Избираются народные заседатель районных судов на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Присяжный заседатель – привлекается к разбирательству уголовных дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Присяжный заседатель вправе:
1. Принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы.
2. Получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам.
3. Участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
4. Иметь при голосовании свое особое мнение.

Защитник— близкий родственник обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствовал обвиняемый по правовому положению почти ничем не отличается от защитника-адвоката. Он в уголовном процессе обладает следующими правами:
1. Правами защитника одинаковыми с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц.
2. Правами защитника одинаковыми с правами подзащитного.
3. Специфическими правами защитника.
Права защитника одинаковые с правами подзащитного:
1) иметь с подсудимым свидания наедине и конфиденциально без большего, чем предусмотрено в ч. 4 ст. 92 УПК, ограничения их числа и продолжительности;
2) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;
3) участвовать в исследовании доказательств во время судебного следствия;
4) представить суду в письменном виде предлагаемую им формулировку решения по вопросам, указанным в п. п. 1 — 6 ст.299 УПК;
5) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
6) знать о принесенных по делу жалобах и представлениях, знакомиться с содержанием таковых, когда таковые касаются их интересов, и подавать на них возражения;
7) представлять суду, рассматривающему дело в кассационном, порядке дополнительные материалы;
8) при рассмотрении дела в кассационном, надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, после доклада судьи (прокурора) дать свои устные объяснения.
Специфические права защитника:
9) знать, в чем обвиняется его подзащитный;
10) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод;
11) собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии;
12) привлекать специалиста;
13) участвовать в прениях сторон;
14) использовать иные не запрещенные УПК средства и способы защиты.
Обязанности защитника:
1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы подзащитного всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.
2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению суда.
3) Соблюдать порядок в судебном заседании.
4) Подчиняться распоряжениям председательствующего.
5) Не отказываться от принятой на себя защиты подсудимого.
6) Не разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи.
7) Иные обязанности.

Это интересно:  Как правильно снять квартиру на длительный срок

© А.Б.Панов, при использования материалов ссылка на сайт строго обязательна.

§ 15. Участие граждан в отправлении правосудия

Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

Институт народных заседателей стал известен российскому судопроизводству, которое начало формироваться в 1917 г. В наши дни народные заседатели избираются (назначаются) из числа граждан, достигших 25-летнего возраста (для военных судов народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, не достигших 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.

Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях. Срок полномочий — до пяти лет (подробнее об избрании (назначении) народных заседателей см. § 6 гл. XII).

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. В ноябре 1991 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных. Фактически такие суды стали функциониро­вать в пяти субъектах Федерации после 1 ноября 1993 г. С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации про­изошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде.

Предполагается, что со временем суды присяжных будут дейст­вовать на всей территории Российской Федерации. 23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окруж­ных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного суда РФ (см. § 4 гл. VII учебника).

Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседате­лям, избираться населением или сослуживцами. Их положено отби­рать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного). На начальных этапах отбор производится путем случайной выборки из списков избирателей районов (городов) созда­ваемыми местной администрацией комиссиями. На последующих этапах, когда появляется необходимость подобрать присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. И на этом этапе отбо­ра присяжных пользуются методом случайной выборки или жере­бьевкой (подробнее об отборе присяжных заседателей см. § 6 гл. XII).

От народных заседателей присяжные отличаются также и пре­доставленными им по закону правами. Основное отличие — они впра­ве принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчаю­щих его ответственность, и т.д.), а также и том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения.

Фактически удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных, пока что незначителен.

В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Сравнительно новым явлением для организации российских судов и практики осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 г. Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Это интересно:  Правила эксплуатации газового оборудования в жилых домах

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 г. — были утверждены Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов Российской Федерации (области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 г. Закона о судебной системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена «постоянная прописка» во всех российских арбитражных судах.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то, что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов (о требованиях, предъявляемых к таким заседателям, порядке наделения их полномочиями, условиях привлечения к рассмотрению конкретных дел см. § 3 гл.1Х и § 6 гл. XII учебника).

Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться не так уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения и защиты. Общественные обвините­ли и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т.д. Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.

Представители общественных объединений и трудовых коллективов наделены определенными возможностями участия в разбирательстве и гражданских дел в судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спир­тными напитками или наркотиками, и т.д.

Участие граждан в отправлении правосудия — Ответы на вопросы. Правоохранительные органы.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Участие граждан в отправлении правосудия — право каждого гражданина РФ участвовать в отправлении правосудия. Граждане, реализуя свое право участвовать в отправлении правосудия, участвуют в осуществлении функций суда в роли присяжных заседателей.

Присяжный заседатель — лицо, представляющее народ при отправлении правосудия, наделенное в определенном федеральным законодательством порядке полномочиями по участию в отправлении правосудия судом по уголовным делам в составе коллегии присяжных заседателей и исполняющее свои обязанности на непрофессиональной основе.

Граждане, как и судьи, участвующие в отправлении правосудия, считаются независимыми и подчиняются только закону.

Независимость присяжных заседателей при исполнении ими обязанностей в суде обеспечивается теми же гарантиями, что и судей: установленной законом процедурой осуществления правосудия, запретом вмешательства в деятельность по отправлению правосудия. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, распространяются и гарантии неприкосновенности, установленные законом для судьи; присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Участие граждан в отправлении правосудия организуется посредством норм права, определяющих:

1)требования к представителям населения, которые призываются к непосредственному выполнению функций судебной власти;

2)порядок наделения граждан судейскими полномочиями;

3)права и обязанности этих лиц при отправлении правосудия;

4)материальное обеспечение таких лиц;

5)государственную защиту граждан, участвующих в отправлении правосудия.

Участие граждан в отправлении правосудия, помимо судов общей юрисдикции, реализуется в соответствии с АПК РФ в арбитражных судах. Так, по ходатайству стороны, разрешаемому в определенном порядке, рассмотрение дела в арбитражном суде может осуществляться с участием арбитражных заседателей, которое организуется в порядке, исключающем влияние на привлеченных к участию лиц. В этом случае рассмотрение дела в арбитражном суде происходите участием одного судьи и двух арбитражных заседателей. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие профессиональное высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Таким образом, участие граждан в отправлении правосудия реализуется в соответствии с действующим законодательством посредством институтов арбитражных и присяжных заседателей.

Статья написана по материалам сайтов: www.panov.in, all-sci.net, students-library.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector