Основания для отказа в регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица является исчерпывающим. Эти основания перечислены в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации»), среди которых в т. ч. следующие:

  • непредставление в регистрирующий орган необходимого комплекта документов (см. статью «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • направление документов в ненадлежащий регорган;
  • участие юрлица, данные которого подаются в регорган, в реорганизации или принятие в отношении него решения о ликвидации;
  • несоблюдение установленной формы подаваемых документов;
  • подписание заявления о регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ лицом, не обладающим соответствующими полномочиями;
  • выход из общества всех участников или единственного участника;
  • несоответствие названия организации предписаниям законодательства;
  • поступление до завершения процедуры госрегистрации в регорган судебного акта, содержащего запрет на проведение указанных регистрационных действий, и т. д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В статье нами приведен неполный список оснований для отказа в регистрации юридического лица. С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 23 закона «О госрегистрации».

Кроме того, с 01.10.2018 он будет дополнен еще 2 пунктами, согласно которым ФНС сможет отказать в госрегистрации, если заявитель (п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 30.10.2017 № 312-ФЗ) представит документы:

  • составленные с нарушением требований к оформлению (на практике данное обстоятельство уже квалифицируется как основание для отказа в процедуре, см. п. 1.1 письма ФНС России «О направлении. » от 06.07.2017 №ГД-4-14/13154@);
  • содержащие недостоверные сведения.

Действия регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации юридического лица

Решение об отказе в проведении данной процедуры может быть вынесено компетентным сотрудником регоргана в пределах 5 дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Такое решение оформляется в письменном виде. Его обязательным атрибутом является ссылка на конкретное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации».

Документ, содержащий решение об отказе, в течение 1 дня с момента принятия такого решения должен быть направлен заявителю тем способом, который последний указал в своем заявлении. Если же в заявлении способ не определен, отказ направляется на указанный заявителем почтовый адрес.

Если заявление подавалось в регорган через МФЦ или посредством использования электронных каналов связи, в т. ч. портала госуслуг, то решение об отказе направляется в МФЦ для выдачи впоследствии заявителю либо в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты соответственно.

Более детально порядок работы регоргана с представленными для регистрации юрлица документами, формирования и выдачи результата такой госуслуги (в т. ч. решения об отказе) описывается в Административном регламенте. утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент).

Оспаривание решения регоргана об отказе

Решение регоргана об отказе в регистрации юрлица может быть обжаловано (п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», пп. 116, 126 Регламента):

  • в вышестоящий регорган;
  • ФНС России;
  • суд.

Жалоба подается в письменной форме, в т. ч. с использованием электронных каналов связи, а ее содержание регламентировано ст. 25.4 закона «О госрегистрации». Жалобу необходимо представить непосредственно в орган, принявший спорное решение, для ее дальнейшей передачи в вышестоящий орган.

ВАЖНО! Решение регоргана об отказе в госрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке только при выполнении требования закона о досудебном урегулировании (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 197, п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В жалобе в обязательном порядке указываются основания, по которым заявитель считает отказ регоргана в госрегистрации юрлица неправомерным.

Что не может выступать основанием для отказа в регистрации юридического лица

Следует учесть, что основаниями для отказа в регистрации юридического лица не могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие судебного спора или третейского разбирательства по вопросам, связанным со сведениями, подлежащими внесению в ЕГРЮЛ, о размере доли в уставном капитале юрлица или ее принадлежности конкретному лицу (п. 1.1 ст. 23 закона «О госрегистрации»);
  • отсутствие у юрлица разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников (п. 1.3 письма ФНС России «О направлении Обзора. » от 11.10.2017 № ГД-4-14/20509@, далее — Обзор);
  • проживание руководителя юрлица в ином иностранном государстве (п. 1.5 письма № ГД-4-14/20509@);
  • наличие сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений в отсутствие у регоргана на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении указаны недостоверные сведения об участнике такого юрлица (п. 1.6 Обзора), и др.

Итак, исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации». Такой перечень расширительному толкованию не подлежит, однако в 2018 году будет дополнен новыми пунктами.

Решение об отказе принимается до истечения 5 дней с момента получения документов регорганом и должно быть направлено заявителю в течение 1 дня с момента принятия. Оно может быть оспорено.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@ ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.
Это интересно:  Гибдд личный кабинет регистрация

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Статья 23 129-ФЗ — Отказ в государственной регистрации

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Это интересно:  Какие дачные дома не подлежат регистрации

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ.

6. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «ц» пункта 1 настоящей статьи, необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

7. Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами «а», «ц» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации. Открыть статью

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Открыть статью

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Подача заявления Р11001 не всегда заканчивается регистрацией ООО. В создании компании заявителю могут и отказать, причем, иногда по самым формальным основаниям. Как заполнить и подать документы, чтобы не получить отказ в государственной регистрации юридического лица?

Причины отказа в регистрации ООО приводятся в статье 23 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, и это длинный перечень с множеством пунктов. Правда, не все они относятся именно к первичной регистрации организации. В статье 23 указаны причины отказа для всех регистрационных действий, в том числе регистрации ИП, а также внесения изменений в госреестры по формам Р13001 и Р14001.

Официальные основания отказа в госрегистрации

Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.

Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.

Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.

Неверно заполненные документы или их частичное отсутствие

В законе это основание называется непредставлением документов, но эта причина будет указана в решении об отказе в случаях:

  • Подачи неполного пакета документов для регистрации ООО;
  • Использования неактуального бланка формы Р11001;
  • Любого, даже самом незначительного, нарушения порядка заполнения заявления по форме Р11001, в том числе при неверном сокращении элементов юридического адреса;
  • Отсутствия в уставе обязательных положений.
Это интересно:  Временная регистрация в муниципальной квартире

Проблема с документами – самая частая причина, по которой ИФНС выносит отказ в регистрации ООО. Чтобы не рисковать, рекомендуем заявителям пользоваться бесплатными сервисами по регистрации юридических лиц или подавать заявление Р11001 через специальную форму на сайте ФНС. Кроме того, правильно заполнить документы для регистрации помогут наши образцы и инструкции.

Недостоверный юридический адрес

Это вторая по частоте причина, на основании которой выносится отказ в государственной регистрации юридических лиц. Федеральная налоговая служба активно борется против регистрации фирм-однодневок, которые не находятся по заявленному юридическому адресу, потому что там попросту нет условий для постоянного нахождения исполнительного органа, т.е. руководителя компании.

Периодически судебные инстанции высшего уровня обобщают арбитражную практику по вопросу признания юридического адреса недостоверным. Например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 можно найти такие причины:

  • Адрес, указанный в заявлении, относится к адресам массовой регистрации компаний (проверить это можно через бесплатный сервис ФНС);
  • По адресу находится незавершенный строительный объект;
  • Здание или помещение разрушено;
  • Адрес не может использоваться для регистрации ООО, т.к. по нему находится государственный орган или военная часть;
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о запрете регистрации по этому адресу.

Хотя в перечне обязательных документов не указано гарантийное письмо (в случае регистрации по домашнему адресу его заменяет согласие собственника жилья) и копия свидетельства о собственности на объект, их также необходимо представить в инспекцию.

Чтобы убедиться в том, что юридический адрес, на который регистрируют ООО, реально существует, налоговые инспекторы связываются с собственниками помещений, выдавших гарантийное письмо. Если собственник помещения не ответит на звонок сотрудника ИФНС, то уже на этом основании возможен отказ в регистрации юридического лица.

Документы поданы не в ту инспекцию

По общему правилу, документы для регистрации ООО подаются в инспекцию, которой подведомственен юридический адрес организации. Однако часто регистрационные процедуры на весь мегаполис или область осуществляют специальные налоговые инспекции (46-ая в Москве, 15-ая в Санкт-Петербурге, 12-ая по Воронежской области и др.).

Узнать, куда именно подавать документы в вашем случае, можно в ближайшей инспекции, при необходимости вас направят по нужному адресу. Контакты регистрирующего органа можно найти и на сайте nalog.ru.

Если у вас нет возможности обратиться в регистрирующую инспекцию в другом городе, то документы примут в ближайшем МФЦ (другое название — центр «Мои документы»). Минус этого варианта – более длительный срок регистрации юрлица и необходимость нотариального заверения формы Р11001.

Не соблюдена нотариальная форма заверения документов

Не заверять форму Р11001 у нотариуса можно только в случае, если все учредители лично явятся на регистрацию в уполномоченный налоговый орган. Во всех остальных случаях – отправке документов по почте, через доверенное лицо или через МФЦ придется потратиться на нотариальные услуги.

Заявление Р11001 подписано неуполномоченным лицом

Форму Р11001 могут подписывать только лично учредители в присутствии нотариуса или налогового инспектора. Подписание заявления будущим директором или представителем — это основания для отказа в регистрации.

Представитель, которому выдана доверенность на регистрационные действия, может только подать и получить документы, но не вправе подписывать форму Р11001. Обращайте также внимание на то, чтобы при регистрации общества несколькими учредителями для каждого из них был заполнен лист Н, который он подписывает лично.

Наименование юридического лица не соответствует требованиям закона

О том, какие есть основания для отказа в государственной регистрации, связанные с фирменным наименованием ООО, можно узнать из статьи 1473 ГК РФ. В первую очередь, в названии компании нельзя использовать обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Кроме того, Гражданский кодекс установил запрет на использование полных или сокращенных наименований иностранных государств, органов государственной власти России, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

А вот дублирование наименования уже зарегистрированной организации – не основания для отказа в регистрации. Налоговая инспекция не обязана проверять наименование на уникальность. Однако юридическое лицо с таким же названием, зарегистрированное ранее и действующее в той же сфере бизнеса, вправе через суд потребовать смены названия компании-тёзки.

Массовый учредитель или руководитель

Под массовыми учредителями или руководителями подразумеваются лица, имеющие отношение к созданию и деятельности более 10 юридических лиц. Проверить, не включен ли учредитель или директор в «черный список», можно через еще один сервис ФНС.

Кроме того, в отношении учредителей и руководителей действуют дополнительные ограничения. В регистрации компании будет отказано, если:

  • Учредитель-физическое лицо приговором суда лишен права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и этот срок не истек;
  • Учредитель-юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
  • В отношении будущего руководителя имеется вступившее в силу постановление о дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.

Что делать, если ИФНС вынесла решение об отказе

Если вы уверены в том, что все требования по подготовке и подаче документов были вами соблюдены, можно начать обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица.

Выше мы уже писали, что ответ на вопрос о том, можно ли в случае отказа вернуть уплаченную государственную пошлину, будет отрицательным. Причина этого в том, что пошлина при регистрации общества уплачивается не за сам состоявшийся факт создания юридического лица, а за регистрационные действия. ФНС настаивает, что действия по приему и проверке документов производились, поэтому в случае отказа никаких оснований для возврата денег нет. В ходе обжалования можно добиться только того, чтобы регистрация ООО на основании уже поданных документов все-таки состоялась.

Учтите, что с 2015 года установлен обязательный досудебный порядок обжалования, поэтому если вам срочно необходимо зарегистрировать компанию, возможно, имеет смысл подать документы заново, повторно уплатив пошлину.

Если же особой срочности в госрегистрации нет, и вы уверены в своей правоте, то для начала надо подать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. В течение 15 рабочих дней (срок может быть дополнительно продлен еще на 10 рабочих дней) вышестоящая ИФНС обязана дать ответ на жалобу.

Если ответ в эти сроки не был дан или он вас не устроил, то заявитель вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС. И только после неудовлетворительного ответа от Федеральной налоговой службы можно обращаться в суд. Весь процесс обжалования от вынесения первого решения об отказе до судебного решения в вашу пользу может занять не менее трех месяцев. Полностью порядок обжалования, в том числе содержание самой жалобы, приводится в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте анонсы новых статей на свою почту, сразу после выхода свежего поста:

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, kodeks.systecs.ru, otkryt-ooo.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий